Posted 17 июля 2014,, 18:10

Published 17 июля 2014,, 18:10

Modified 31 марта, 12:33

Updated 31 марта, 12:33

Чиновники и трагедии

17 июля 2014, 18:10
Отставки - это про политическую ответственность, не про уголовную. Чиновники несут политическую ответственность. Всегда. По определению. Им вверен город - они отвечают. Чем больше полномочий - тем больше ответственности.

Несколько простых замечаний по понятно какому печальному поводу. Любимый нелюбимый жанр - несколько очевидных пунктов, которые, почему-то, всегда приходится объяснять.

1. "Пусть сначала следствие разберется, поймет, кто виноват. Вот тогда и выводы. Если действительно трагедия случилась из-за того, что чиновники что-то недосмотрели, недодисциплинировали, недоорганизовали - тогда уже отставки".

Чего-чего?

Если недосмотрели, недоорганизовали, недоучили - тогда не отставки, а посадки. Есть такая специальная статья в уголовном кодексе - "Халатность". Специально для этих случаев. Если и правда рабочий не закрутил гайку, его начальник это не проверил, начальник его начальника не организовал обучения, а начальник начальника его начальника не создал соответствующие должностные инструкции - то вот это вот халатность, уголовное преступление, и всем им место на нарах. И, действительно, это все должен решить суд по результатам следствия.

А отставки - это про политическую ответственность, не про уголовную. Чиновники несут политическую ответственность. Всегда. По определению. Им вверен город - они отвечают. Чем больше полномочий - тем больше ответственности, это вещи, которые всегда идут в комплекте, а если (как это часто у нас бывает) одно к другому не прилагается - то тогда трупы, украденные миллиарды и все остальное.

По этой же причине вместе с полномочиями идут большие зарплаты, абсолютнная публичность, допустимость любой критики и много чего еще.

Чиновник, в ведомстве которого произошла подобная трагедия, подает в отставку, даже если он не виновен напрямую - просто потому, что он имел полномочия не допустить подобного (хотя бы теоретически) и имел на это мандат доверия - и не справился. Доверие назад не возвращается, поэтому на его место должен прийти другой.

А перекладывание ответственности - признак не только чиновничьей, но и абсолютной человеческой несостоятельности и низости.

2. "Оппозиция пиарится на крови, а надо помолчать, когда у людей трагедия".

Чего-чего?

Общественная функция оппозиции, общественное благо, которое она создает - контроль.

Оппозиция говорит о проблемах, о недостатках, о том, о чем власть сама не скажет.

Оппозиция привлекает внимание к проблемам, не дает их замолчать, спустить на тормозах. Не дает назначить виновными стрелочников. (Получается это у оппозиции или нет - совсем другой вопрос, но это то, что она должна делать). Оппозиция должна требовать расследования - и требует, должна требовать публичности - и требует, должна требовать наказания виновных - и требует.

А пиарится на крови тот, кто через пару часов после аварии бежит в СММ-агентства заказывать на миллионы рублей размещалово о том, что "негоже оппозиции пиариться на крови, а чиновники совсем невиновны".

3. "Кричать, что во всем виноват кровавый режим - это демшиза. И вообще, везде в мире бывают аварии".

Чего-чего?

Каждая конкретная авария - это всего лишь одна авария.

А множество аварий - это статистика. Статистика техногенных катастроф в России хорошо известна, как хорошо известна и основная их причина: разгильдяйство, порожденное безнаказанностью, которая, в свою очередь, порождена коррупцией. Потому что Васю сюда назначил друг Петя, а Толя на этом посту, потому что он племянник Максима, а фирма Гали раньше имела дела с фирмой Оли. И поэтому Вася может поставить брак, а Толя может украсть, а Галя может просто не работать - с ними ничего не будет.

Не видеть за этим систему - это плевать в лицо всем родственникам погибшим, всем жителям Москвы и страны. Да, такая авария является поводом для того, чтобы еще раз поговорить об этом, потому что именно в этот момент общество хотя бы немножечко отряхивается ото сна и слушает об этом.

А тот, кто говорит - вот конкретно в этой аварии погибло "всего" 22 человека, а вот в Лондоне 40 лет назад - "целых" 45, и тем пытается переключить разговор с общего на частное - тот хочет чтобы и дальше из-за разгильдяйства, безнаказанности и коррупции люди гибли в техногенных катастрофах примерно в 10 раз чаще, чем в развитых странах.

Прочитать оригинал поста Леонида Волкова с комментариями читателей его блога можно здесь.