Posted 18 июля 2014,, 10:04

Published 18 июля 2014,, 10:04

Modified 31 марта, 12:32

Updated 31 марта, 12:32

Раздвоение цивилизационных чувств

18 июля 2014, 10:04
Сергей Шелин
Отношение россиян к внешнему миру парадоксально. Немногочисленные дружеские страны видятся им никчемными или малоинтересными, а вражеский Запад - заманчивым и привлекательным.

Отношение россиян к внешнему миру парадоксально. Число дружественных стран убывает, а враждебных – растет. Но при этом часть друзей видятся как никчемные, а другие – как малоинтересные. Зато вражеский Запад выглядит заманчивым и привлекательным.

По случаю разрыва с Западом и украинской войны наша агитмашина активно производит выдумки на «цивилизационные» темы. О том, что Россия будто бы не имеет отношения к европейской цивилизации и то ли тяготеет к Востоку, то ли образует некий «евразийский» мост между Азией и Европой.

Трудно сказать, какой из этих тезисов сильнее рассмешит китайца, индийца или, допустим, иранца: о том, что русские – такие же азиаты, как и он, или о том, что ему, азиату, якобы нужен какой-то «цивилизационный мост» между его страной и Европой.

Но наши-то сограждане об этом не знают. Они дышат воздухом пропаганды, которая рождает в их умах парадоксальные плоды. Свежий всероссийский опрос фонда «Общественное мнение» ясно показывает, какая путаница сейчас воцарилась в умах.

Вопросы относительно сегодняшнего состава друзей и врагов России (ФОМ предложил список из двух десятков держав) показали, что наша публика делит известные ей страны на четыре категории: близкие друзья, друзья просто, полувраги-полудрузья и, наконец, матерые враги.

Близких друзей у нас нынче трое: Белоруссия (66% опрошенных назвали ее дружественной державой, и всего 1% - враждебной), Китай (54% против 1%) и Казахстан (53% против 1%).

Друзья второй лиги – это те, относительно кого прозвучало заметно меньше одобрительных отзывов: Индия (16% против 1%), Куба (8% против 1%) и Венесуэла (7% против 1%).

Полувражеская группа – это страны континентальной Европы. Еще недавно они воспринимались как вполне дружеские, а сегодня уверенно смещаются во враждебную часть спектра. Пример тому – Германия, которую сейчас видят как дружественную страну 14% опрошенных, а как враждебную – 12%.

Ну, а враги безоговорочные – это, понятное дело, США (77% записали их во враги, и только 1% - в друзья) и Украина (62% против 2%). К ним примыкает парочка стран англосаксонского мира – Британия (19% против 2%) и Канада (8% против 1%).

Чувствуется ли во всем этом «цивилизационный выбор»? Может показаться, что да. Все страны, которые видятся врагами или на глазах превращаются в таковых, – западные. И понятно, что Украина, неожиданно для большинства россиян объявившая себя западной страной, навлекла на себя чувства, сходные по остроте с неприятием Соединенных Штатов.

Но при всей очевидности (как потом выяснится, кажущейся) отречения от Запада остается не очень ясным, куда же наши сограждане хотят причалить. К Китаю? Или остаться в обществе последних двух постсоветских союзников? Видно, во всяком случае, что россияне не принимают всерьез БРИК и не слишком ценят пребывание своей страны в этом клубе. Индия воспринимается ими как друг, но не из ближайших, а Бразилия в положительных и отрицательных отзывах участников опроса вообще почти не просматривается. БРИК – действительно политическая фикция. Недавнее обращение к нему президента Путина с просьбой защитить от «санкционной травли» последствий возыметь не может. Ни одна из стран блока не пожертвует ради России даже микроскопической частью своих интересов.

Но, не имея иллюзий насчет БРИК, россияне сохраняют какое-то их подобие относительно Кубы и Венесуэлы. В них вроде бы видят друзей, пусть и не первого ранга. Хотя для тамошних режимов наша страна ценна только как политическое прикрытие и источник дармовых поставок.

А теперь посмотрим внимательнее. ФОМ также попросил респондентов выбрать всего одну страну в качестве «самого нужного, самого ценного партнера» России. То есть подтолкнул их сделать какой-то ясный и даже, если угодно, «цивилизационный» выбор. Результаты тем интереснее, что их можно сравнить с ответами на тот же вопрос, полученными четыре года назад. Оказывается, у нас за это время случилась подлинная революция в умах.

В 2010-м 14% россиян в качестве «самого нужного и ценного партнера» выбрали Германию. На втором месте оказалась Белоруссия – 13%. Третье и четвертое места делили США с Китаем – по 11%. Затем шли: Украина – 7%, Казахстан – 5% и Япония – 5%. Три главных политических и экономических тяжеловеса Запада, три крупнейших постсоветских страны, включая Украину, и Китай - вот такие ценные партнеры. Высокая степень реализма тогдашних народных представлений об окружающем мире удивляет. Особенно сейчас.

В 2014-м разногласия насчет «самого нужного и ценного партнера» радикально сузились. Китай назвали таковым целых 31% участников опроса. Все остальные государства, вместе взятые, собрали ровно столько же «голосов». «Пятипроцентный барьер» на этот раз преодолели лишь две других страны: Белоруссия – 11%, и Германия – 6%. Почти перестали восприниматься как «ценные партнеры» не только США и Япония с Украиной, но даже и супердружественный Казахстан. Похоже, в глазах россиян теплые отношения с ним сегодня не особо полезны. Что же до остальных друзей, венесуэльско-кубинских и азиатских, то их никчемность в глазах рядового человека совершенно очевидна: ни одна из этих стран не набрала даже 1% «голосов» в качестве «ценного партнера».

И еще один многозначительный сдвиг. В 2010-м только 25% опрошенных затруднились назвать «самого нужного партнера» России. В 2014-м эта доля подскочила до 38%. Резко усилившееся чувство одиночества соединилось с ощущением, что уж один-то ценнейший партнер у державы все-таки есть. И если рассматривать этот расклад как «цивилизационный выбор», то получится, что он сделан. То ли просто духовно присоединиться к Китаю, то ли грезить о каком-то цивилизаторском творчестве с ним на равных.

Незачем напоминать, что в реальном мире Китай сам себе «ценнейший партнер», а на втором месте для него – Америка, в то время как Россия – лишь поставщик сырья, подлежащий плавному экономическому вбиранию в себя. Сейчас разговор не о действительности, а о состоянии умов наших людей. И это состояние, несмотря на великие усилия пропаганды, не укладывается в предписанные рамки.

Парадоксальность создаваемой картины мира раскрыл еще один вопрос, заданный ФОМом: «Если бы у вас была возможность бесплатно побывать в пяти из этих стран, то какие страны вы бы выбрали?». Понятно, что люди устремляются туда, где им интересно. Казалось бы, куда же, как не в Китай? Тем более, что великая китайская цивилизация, а также невероятные успехи, достигнутые этой державой, дают богатейшую пищу для ума и сердца.

Но ведь сердцу-то не прикажешь. По популярности Китай поделил лишь девятое–десятое места с Израилем. В обе страны готовы бесплатно съездить по 13% сограждан. А впереди оказались Франция (37%), Италия (35%), Германия (28%), Япония (23%), Индия (19%), Британия (18%), Бразилия (16%) и Турция (15%). В уверенном большинстве это западные и полузападные страны — к тому же все, как назло, с более или менее демократическими режимами. Среди молодежи, москвичей и людей с высоким уровнем дохода эта тенденция выражена еще ярче – доля желающих посетить Францию возрастает до 44%, Британия обходит Бразилию и Индию, а США идут вровень с Китаем.

Получается, что есть полумнимое «ценное партнерство», сконструированное порочной политикой и вбитое в головы как нечто якобы сверхважное. И есть добровольный выбор людей, указывающий, что большинство россиян инстинктивно предпочитают Европу и страны, адаптировавшие европейский образ жизни. Это безумное раздвоение можно навязывать долго и агрессивно — но в итоге безуспешно.

Сергей Шелин