Posted 21 июля 2014,, 17:31

Published 21 июля 2014,, 17:31

Modified 30 января, 23:07

Updated 30 января, 23:07

Украинские страдания японцев

21 июля 2014, 17:31
Японцы очень надеялись, что летом ситуация вокруг Украины рассосется, но пока все идет только по линии эскалации. В конце концов американцы могут попросить Токио сделать четкий выбор.

Думаю, мало кто из нормальных людей обратил внимание на то, что в самый разгар жуткой истории с малайзийским «Боингом» в Киеве находился высокопоставленный представитель одного из самых преданных союзников США – глава МИД Японии Фумио Кисида. Совпадение, конечно, было незапланированным, но на Украине министр оказался вовсе не случайно. Его поездка в Киев была частью метаний, которые совершает сейчас Токио, пытаясь сохранить в своей политике хотя бы какой-то баланс между Россией и США.

Нынешний японский премьер-министр Синдзо Абэ считает одной из главных задач собственной дипломатии создание международной системы сдерживания Китая – в нем он видит основную угрозу безопасности своей страны. С этой целью Токио помимо базисного союза с США резко укрепляет военно-политические отношения с Австралией (с ней будут аж совместно разрабатывать новые подводные лодки), предоставляет дополнительную помощь Филиппинам и Вьетнаму, которые находятся в конфликте с Пекином. Премьер Абэ сближается с Индией – активизированы совместные учения ВМС двух стран, а в Токио вскоре прибывает с большим визитом новый индийский премьер Нарендра Моди, известный симпатиями к Японии. Активно приникают японцы и в Мьянму, которая во многом отбросила прежнюю ориентацию на КНР и сделала сейчас выбор в пользу сближения с Западом, откуда пошли технологии и мощные инвестиции.

Если посмотреть на карту Азии, то все эти страны складываются в цепочку окружения Китая. Остановить или ослабить его японцы, конечно, не в состоянии, а вот лишить совсем уж полной свободы действий в регионе надеются. Но эта система сдерживания, по мнению Токио, очень нуждается в России. Конечно, японцы не надеются перетянуть ее на свою сторону, но рассчитывают на благожелательный нейтралитет. Ну, хотя бы на то, чтобы Москва не во всем поддерживала Пекин.
Такие соображения для премьера Абэ сейчас важнее даже вопроса о Южных Курилах – на особые прорывы на этом направлении в Токио не рассчитывают. Впрочем, начавшееся было существенное улучшение отношений с Москвой давало слабые надежды на какие-то сдвиги и по теме островов.

Абэ, находясь на премьерском посту, уже пять раз лично встречался с президентом Владимиром Путиным и наделся часто видеться еще. Он стремился к установлению т.н. «личных отношений доверия», когда наедине можно многое сказать откровенно. На осень назначен официальный визит в Токио российского руководителя.

И тут приключилась Украина. После Крыма японцы в соответствии с решением Группы семи через силу приняли участие в санкциях – правда, минимальное. В этом деле в Токио решили всегда «идти третьим»: первыми и самыми жесткими, ясное дело, выступают Штаты, потом – куда менее решительные европейцы с их газовой зависимостью и страстным желанием продавать русским как можно больше своих «адидасов», «фольксвагенов» и «мистралей». Ну, и только потом японцы, желательно символически. Токио, кстати, до сих пор не принял ни одной меры, которая хотя бы как-то затрагивала экономические связи с Россией.

Все это, мягко говоря, не нравится американцам – они, например, без особой огласки сделали аккуратную выволочку японцам, когда премьер-министр Абэ в мае направил в Москву с закрытой миссией своего ближайшего советника по вопросам внешней политики – главу аппарата Совета национальной безопасности Сётаро Яти. Тот встречался с главой МИД Сергеем Лавровым и провел закрытые консультации с секретарем Совебеза РФ Николаем Патрушевым. О чем говорили – сведений нет, но, по косвенным данным, Токио сообщил, что при соблюдении общей линии Группы семи по Украине и союзнических обязательств с США он хотел бы продолжать курс на максимально возможное развитие доверительного диалога с Россией.
Однако такие контакты и фактическое отсутствие санкций надо было как-то компенсировать: тут-то и возникла идея демонстративного визита главы МИД Японии в Киев. Там он 17 июля встречался с Порошенко и другим начальством, пообещал 1,5 миллиарда долларов помощи, осудил историю с Крымом, высказался за территориальную целостность Украины и против «изменения международного статус-кво с помощью силы».

Все эти декларации японцы опять же хотели сбалансировать – наряду с Киевом министр иностранных дел поначалу намеревался залететь и в Москву. Типа для диалога и миротворческих усилий. Но тут уж американцы совсем рассердились, и от поездки в Россию глава МИД Японии Кисида отказался. Кстати, перед этим ему пришлось еще в апреле отложить свой официальный визит в Москву на неопределенный срок. Чтобы, опять же, не выделяться чрезмерной мягкостью по отношению к России на фоне Запада.

Японцы очень надеялись, что летом ситуация вокруг Украины рассосется, но пока все идет только по линии эскалации. Тем не менее, Токио продолжает как-то придерживаться прежней линии, убеждая американцев, что имеет право претендовать на особые отношения с Москвой в силу наличия китайской угрозы и неопределенности на Корейском полуострове. «Важность японо-российских связей остается неизменной на фоне крайне суровой ситуации с обеспечением безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе», - вот так почти открыто сформулировал эту позицию генеральный секретарь японского кабинета министров Ёсихидэ Суга на пресс-конференции в минувшую пятницу.

Короче, японские метания продолжаются, хотя, как отметило недавно одно весьма уважаемое токийское издание, в конце концов американцы могут попросить Токио сделать четкий выбор. И каким он будет – сомневаться не приходится.

Прочитать оригинал поста Василия Головнина с комментариями читателей его блога можно здесь.