Posted 6 августа 2014,, 14:53

Published 6 августа 2014,, 14:53

Modified 31 марта, 12:14

Updated 31 марта, 12:14

Долой буржуазные ценности?

6 августа 2014, 14:53
До недавнего времени ценности потребления нам очень даже нравились, а до чистоты в сортирах и в умах мы надеялись со временем дожить. Но поскольку теперь "Россия - не Европа", приходится бороться с собой.

Что такое «буржуазность»? В соответствии со словарным определением, это совокупность качеств, присущих буржуазии. Что это за качества, мы точно не знаем. Однако пребываем в уверенности, что буржуазность изначально присуща Западу и глубоко чужда нам. Поэтому сегодня, на новом историческом и идеологическом витке, мы пытаемся противопоставить западному потребительству духовность русской культуры.

Вообще, когда великая русская культура иили русское самосознание находятся в состоянии бодрствования и себя блюдут, они категорически не приемлют ничего буржуазного. Но иногда достаточно назвать буржуазную систему ценностей каким-нибудь другим, приемлемым для русского сознания словом (например, сказать, что ценности «революционные») - и русское сознание в упор буржуазной основы этих ценностей не увидит.

Роман «Что делать?» имеет репутацию революционного уже 150 лет. А между тем – чем занимаются в нем революционеры? Считают копейку. Из романа можно почерпнуть массу полезных сведений: о том, за какую цену куплены столы и стулья Веры Павловны, ее платья, корсеты, чулки, рояль, сливки к чаю и корова, сколько они на самом деле стоят и в чем именно была выгода; или о том, что дешевле абонировать ложу и взять извозчичью карету, чем покупать билеты весь сезон и нанимать четырех извозчиков. Доктор Кирсанов объясняет экскурсантке Полозовой устройство швейной мастерской и с карандашом в руках до последнего грошика подсчитывает расходы и доходы, экономию и выгоду от социалистического производства. Чтобы строить «светлое будущее», новые люди должны были уметь считать - и никого это не смущало, романом зачитывались несколько поколений радикальной молодежи. Даже Ленин говорил: «Он меня всего перепахал».

После победы Октябрьской революции, когда появился исторический шанс все производство в стране уподобить мастерской Веры Павловны, многие критики советской власти заметили, что от сознательных большевиков требуют совершенно мещанских добродетелей: умеренности, аккуратности, честности, пунктуальности, бережливости и т.д. Ленин особо ратовал за «деловитость», и потом специалисты по коммунистической морали за долгие десятилетия так и не смогли внятно объяснить, что следовало под этим словом понимать. Вероятно, слово появилось только потому, что нельзя же было про советского спеца сказать просто «деловой».

Потом, когда описывали советский период, говорили уже не про это, а про духовные порывы: как бетон месили ногами при строительстве Днепрогэса, жили в землянках, боролись с голодом, мерзли и мокли, болели цингой. В XIX веке это была безжалостная эксплуатация, а в ХХ стало торжеством великой идеи. «Жили… в палатках, землянках, бараках, семья на одной койке, на одном тюфяке, набитом сеном. Вши, блохи, тараканы, сыпняк. <…> Ударников награждали ордером на брюки, на юбку, на ботинки, а то и просто пакетиком леденцов. И такой наградой гордились. Они понимали, что создают бастион социалистической индустрии, преодолевают вековую отсталость страны… строят новое, социалистическое общество» («Дети Арбата» Анатолия Рыбакова). Никакого консьюмеризма, потребление сведено до минимума.

А что же происходит в "русском сознании" сейчас, когда нам ставят в пример светлые образы советской эпохи?

Вот что показывают данные социологических опросов последнего времени. Ко Дню молодежи международная рекрутинговая компания Hays, Комитет гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина и ВЦИОМ провели исследования современной молодежи, по итогам которых люди из КГИ сделали вывод: «Сложившаяся среда производит для России не трудолюбивых рабочих и увлеченных интеллектуалов, а амбициозных приживал, мечтающих о теплом месте в муниципальной или государственной системе, оправдывающих собственный профессиональный примитивизм лояльностью». Представления юношества о будущем содержат мечту об авторитарном руководителе, высокой зарплате и быстром продвижении по службе (для сравнения, зарубежные сверстники мечтают о самостоятельности, инициативе и самореализации). По данным ВЦИОМа, лишь 2% людей в возрасте до 35 считают своим кумиром президента РФ Владимира Путина, а 57% вообще не признают никаких героев. Для них важнее материальные ценности (76%), они ленивы (54%) и безразличны к Родине (44%). Вырастили, короче говоря, типичных представителей среднего класса, для которых всего важнее дом, семья, уют, а не возможность сгореть на работе.

Старшее поколение тоже не лучше. «Готовы ли русские к войне?» - задали вопрос на «Слоне». И дали ответ: а вот не очень. Перед нами - классическое потребительское общество, лишенное какой бы то ни было пассионарности. Это расслабленные граждане, которые не ходят на митинги и совершенно не желают воевать. Никакой озлобленности, вызванной исторической неудачей России в ХХ веке, никакой мечты о реванше. У людей абсолютно потребительские интересы: йога, фитнес, велодорожки, путешествия, повседневная доброжелательная коммуникация, воскресный отдых большими дружескими компаниями и прочее. Типичный средний класс. Но ведь такого качества, как «среднеклассовость» в природе нет, а буржуазность - есть. И мы уверены, что буржуазность лишена духовности.

Определения того, что такое буржуазность в западом варианте, и перечисление ее характеристик периодически обнаруживаются в речах наших соотечественников. Например, Станислав Белковский говорит: «Европа – это не материальный уровень жизни. Европа – это некая совокупность ценностей, которую бы я определил, как банальность добра. И я считаю, что, когда гражданин платит налоги, выбрасывает мусор в мусорный бак, а не на балкон к соседу; заботится о своей семье и переходит улицу на зеленый, а не на красный свет – это и есть Европа».

«Может, «буржуазность» заставит наших граждан сделать «ремонт» в умах и жилищах. И меньше размышлять о «духовности» в обстоятельствах «несвежего» дыхания и текущего сортира. <…> Но вообще-то вам, господа, про «буржуазность» не понять! Сначала станьте «буржуа», а потом уже с ней боритесь. Иначе — сопли неудачников!», - отмечает режиссер Кирилл Серебренников.

«Разумность и рассудочность <…> Калькуляция, а не порыв и надрыв <…> Осознание собственного интереса и основанное на нем практическое действие <...> Здравый скептицизм <…> Дружба и дружеские отношения, которые должны быть обязательно основаны на индивидуальной самостоятельности и независимости <…> Компромисс и конформизм», - описывает горожанина-буржуа журналист Виталий Куренной. Короче, сплошная скука! И это еще никто из них не упомянул способности отстаивать свои гражданские права и стремление к самоуправлению.

Получается, что мы в очередной раз все неправильно поняли. Мы ошибочно решили (и голодные годы советской власти сильно этому способствовали), что в основе западной цивилизации лежит «потребительство». В результате мы освоили одну половину западных ценностей - материальную, но совершенно проигнорировали другую, на которой как раз все и держится, включая материальное благополучие. Именно поэтому чистота в подъездах у нас так и не наступила, а о компромиссе и конформизме даже упоминать неприлично – всех порвем!!!

Когда мы боремся с Европой и западными ценностями, в том числе с буржуазностью, мы в действительности боремся сами с собой. Потому что, пока нас не заставили на этом сосредоточиться, ценности потребления нам очень даже нравились, а до чистоты в сортирах и в умах мы надеялись со временем дожить. Теперь же, когда нам напомнили, что Россия - не Европа, мы снова увидели свою буржуазность и снова пытаемся ее искоренить. И так до следующего раза, когда идеологическая буря уляжется.

Татьяна Шоломова