Posted 21 августа 2014,, 12:34

Published 21 августа 2014,, 12:34

Modified 31 марта, 12:00

Updated 31 марта, 12:00

Назад в будущее

21 августа 2014, 12:34
Депутаты Госдумы намерены внести законопроекты о возвращении в школы уроков политинформации ради воспитания детей патриотами, как в СССР. Однако во времена "чистого социализма" патриотизму не предавалось особого значения.

Депутаты Госдумы из фракции КПРФ на осенней сессии российского парламента намерены внести законопроекты о возвращении в школы уроков политинформации, возрождении тимуровского движения, «Зарницы» и ряда других атрибутов советского воспитания эпохи застоя.

«Нет политинформаций, нет встреч с ветеранами, нет тимуровского движения», - посетовал в интервью Lenta.ru один из авторов этой законодательной инициативы, зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вадим Соловьев. «Дома пионеров все порушили, кружки и спортивные секции все платные», - напоминает он. А коль скоро всех этих благ советской эпохи сегодня мы лишены, то результат один, считает народный избранник, - «подростки жарят шашлык на Вечном огне и пьют пиво на Могиле неизвестного солдата».

Нельзя исключить, что, как минимум, часть этих инициатив будет реализована. Вернули же мотив советского гимна и Красное знамя в армию? Так что и правильную политинформацию могут вновь вернуть в школу, и в «Зарницу» снова начнем играть — и то, и другое сейчас как нельзя актуально...

Но вот что характерно. Социально-экономическую систему коммунисты сейчас менять не предлагают. Базис в виде частно-капиталистической экономики остается незыблемым. Просят лишь добавить в его внешнее оформление некоторые, памятные по временам пионерского детства, «фенечки» - военную подготовку в школе, встречи с ветеранами, «Зарницу», уроки политинформации, на которых сегодня, вероятно, будет рассказываться, как невинная капиталистическая Родина противостоит страшно агрессивным западным империалистам в их попытках отнять у нас только что присоединенный Крым...

«Главная цель советской системы образования была воспитать патриота», - говорит депутат-коммунист. Это важное заявление для понимания истоков таких инициатив, поскольку оно хорошо показывает, что те, кто сейчас ностальгирует по всем этим вещам — дети отнюдь не революционной и уже не очень социалистической эпохи 1970-80 годов. Смысл Великой революции 1917 года — освобождение человечества, разрушение всех империй, свобода народов и каждого человека в отдельности во всех сферах его жизни, в том числе, свобода от оков консервативных взглядов — от них не просто ускользает. Они его никогда не знали, и, по большому счету, знать не желают.

То что в СССР до середины 1930-х годов воспитание точно не ставило задачи создавать патриотов, иллюстрируется хотя бы тем фактом, что в курсе школьного образования не было главного патриотического урока — истории (вместо нее было обществоведение). Преподавание истории в школах было возобновлено лишь в 1933 году, а в вузах - только в середине 1930-х!

Патриотизм был снова возведен в ранг государственной идеологии лишь по мере становления системы национального государственного социализма в конце 1930-х годов. Он укрепился во время Великой Отечественной войны 1941-45 годов, а расцвел в брежневскую эпоху, когда от пролетарского интернационализма и космополитизма остался лишь эрзац в виде «интернационального долга», под которым подразумевалось введение советских войск в ту или иную страну...

Но даже в эти поздние времена, которые сегодня, собственно, только и помнят инициаторы перечисленных выше инициатив, советская школа, образование и вся культурная политика формально отталкивались не столько от патриотизма, сколько от известной фразы Владимира Ленина, который сказал как-то, что настоящим коммунистом можно стать, лишь освоив все богатство культуры, наработанное человечеством за всю его историю. Отсюда и миллионные тиражи зарубежных классиков литературы, и советские фильмы, снятые по их мотивам, и музыка всех времен и народов, звучавшая из всех советских радиоприемников и транслировавшаяся всеми телеканалами, и многое другое.

Те кто сейчас предлагает восстановить уроки политинформации, похоже, забыли или никогда не знали того, как тяготилось поколение, выросшее во времена «развитого социализма», всеми этими абсолютно формализированными, фальшивыми мероприятиями «для галочки». Забыли, как все втихаря смеялись над этими «политинформациями», как дружно не верили в то, что на них говорилось.

Помню, что, вступив в комсомол (а я был единственным (!) из 42 человек из нашего класса, кто хотел в него вступить, остальных насильно тянули в ВЛКСМ за уши), я вызвался проводить в нашей группе (дело было в училище, в котором я тогда учился) эти самые политинформации. Сделал я это совершенно искренне, рассуждая таким образом: я интересуюсь политикой, ребята — тоже, может получиться интересно.

И правда, на переменах мы до хрипоты тогда уже, в начале 1980-х, спорили, например, о таких вопросах, как - есть ли в СССР частная собственность или нет. Однако, встав на место преподавателя, я неожиданно для себя оказался в роли официозного докладчика, вынужденного пересказывать сообщения советских газет «о международном положении». Получилась полнейшая скукотища. В то время никто, естественно, не позволил бы мне с трибуны ставить и обсуждать скользкие вопросы о собственности в СССР. Официоз же никому не был интересен. Кажется, это была моя первая и последняя «политинформация»...

Если кто-то сегодня хочет возрождать эту скуку и неизбежное недоверие и отвращение к таким мероприятиям со стороны детей — флаг им в руки.

Что еще мы хотим возрождать из вялого советского позитива? Тимуровцев? Ну, написал хороший писатель Аркадий Гайдар про Тимура и его команду. Слава богу. Сейчас воспевают «движение» имени его сына. Забыли, какой профанацией оно было? Кроме того, зачем оно сейчас вообще нужно? Чтобы помогать старикам? Так на это есть социальные службы. Правда, очень забюрократизированные, но есть и работают. Или это такой хитрый план — под сурдинку и разговоры о возрождении «тимуровского движения» сократить финансирование этих самых социальных служб?

Сделать бесплатными кружки творчества и спортивные секции для детей? Хорошая идея. Но она-то, почти уверен, — останется нереализованной. Потому что это как раз уже потребует немалых вложений и, по большому счету, пересмотра всей социальной политики современного российского государства. Ведь последняя, если кто забыл, состоит в том, чтобы постепенно перевести всю социальную сферу на коммерческую основу.

Александр Желенин