Posted 1 сентября 2014,, 14:55

Published 1 сентября 2014,, 14:55

Modified 31 марта, 11:49

Updated 31 марта, 11:49

Винтовка в шкафу как гарантия суверенитета

1 сентября 2014, 14:55
Власти в Киеве оказались перед лицом острой необходимости военной реформы, проводить которую им придется буквально на ходу. Подталкивает к этому и понимание того, что Запад в боевых действиях участвовать не собирается.

Реформа армии для Украины сегодня это не некая абстракция, а жизненная необходимость. Причем в буквальном смысле этих слов. По той простой причине, что выживаемость Украины как государства сейчас зависит от эффективности и силы ее вооруженных сил.

Украина вынуждена проводить военную реформу, что называется, с колес. Установка на формирование в значительной мере контрактной армии, которая была принята еще при бывшем президенте Викторе Януковиче, уже давно не актуальна. Сводки с фронтов на юго-востоке страны сегодня демонстрируют, что украинские добровольческие отряды, на которые делалась ставка после присоединения Крыма Россией, лишь частично оправдывают надежды, которые на них возлагались. Курс на формирование именно добровольческих соединений, вроде батальонов «Днепр», «Донбасс» и других им подобных, был принят в силу того, что изначально политическое и военное руководство страны рассматривало задачи вооруженных сил государства по сохранению его целостности, как антитеррористическую операцию. Не случайно и ее официальное название — АТО - по аналогии с антитеррористической операцией коалиционных сил в Афганистане.

Однако сегодня становится понятно, что полноценную войну, которая разворачивается на востоке Украины, у серьезного противника одними добровольцами не выиграешь. Масштаб боевых действий – совсем другой уровень вооружений (танки, БТРы, тяжелая артиллерия, системы залпового огня) и качество военной подготовки. Все это вынуждает руководство Украины пересмотреть концепцию военной реформы. Подталкивает его к этому и понимание того, что Запад в ближайшее время не собирается принимать непосредственного участия в боевых действиях на стороне Украины.

Что же сегодня предлагается? Президент Украины Петр Порошенко заявил, что уже этой осенью его страна возвращается ко всеобщему призыву в армию срочников. А министр обороны Валерий Гелетей полагает, что наибольшим образом стране подходит швейцарская модель формирования вооруженных сил. Заявления, на первый взгляд противоречивые, однако на самом деле никакого противоречия нет.

Швейцарская модель армии - это то, что в начале XX века называлось «всеобщим вооружением народа». Цивилизованное, введенное в правовые рамки, но тем не менее. В общих чертах это выглядит примерно следующим образом. Швейцарский резервист хранит винтовку с двумя боекомплектами, каску и бронежилет у себя дома. В назначенный срок во всеоружии он является в свою военную часть. В нейтральной Швейцарии существует всеобщая воинская обязанность. Еще не так давно Швейцария с численностью населения на тот момент 7,5 млн человек имела более чем полумиллионную армию! Лишь на 266 тыс. меньше, чем 143-миллионная Россия (на 2013 год численность ВС РФ составляла 766 тыс. человек).

Сейчас количество военнослужащих швейцарской армии сократилось до 155 тыс. человек, но, по сообщению «Военного обозрения», всего за 2-4 часа это государство может мобилизовать 650-тысячную (!) армию. А за двое-четверо суток 1,7-миллионную! Согласимся, что потребность маленькой нейтральной страны в самом центре Европы в массовой армии несколько меньше, чем потребности современной Украины, ведущей сейчас борьбу за физическое выживание.

Швейцарская армия строится по милиционному (территориальному) признаку. Согласно этой системе, военнослужащие проходят службу недалеко от дома и на выходные отпускаются домой. Всего военнообязанный здоровый мужчина в возрасте от 19 до 31 года в течение 10 лет должен отслужить 260-2070 дней. В среднем - 21 день в году, а в первый год — около двух-трех месяцев в зависимости от рода войск. Вроде бы немного. Но тут вопрос не количества, а качества.

В России, например, сейчас срок срочной службы призывников один год. Но и тогда, когда служили два года, нередки были случаи, когда солдаты за все время ее прохождения практически ни разу не прикасались к оружию. У них, а точнее у их командиров, были дела поважнее - красили заборы, копали картошку и канавы «отсюда и до обеда»...

Другое дело в Швейцарии. Подъем в казарме в 6 утра, отбой в 24. С перерывами на завтраки-обеды-ужины в течение двух месяцев службы рядовой только тем и занимается, что учится обращению с оружием, стреляет по мишеням и обучается рукопашному бою. Если же он танкист (а в армии маленькой Швейцарии более 800 новейших танков и бронемашин), летчик (в стране 14 эскадрилий с 350 боевыми самолетами и 100 вертолетами), ракетчик, то, соответственно, еще и обучение обращению со всей этой техникой. В общем, тотальная экспресс-подготовка «терминаторов». На всякие глупости, вроде дедовщины, у швейцарских солдат физически нет времени. А в случае чего — такие штрафы, что мало не покажется.

После срочной службы, чтобы не забыть, как родину защищать, швейцарским резервистам устраивают ежегодные военные сборы на три недели. «Откосить» невозможно. Сборы проходят все — от студента до президента. Что, с одной стороны, не так тяжело — всего-то 21 день с перерывами на выходные. С другой, это почетно, а с третьей, если попытаешься увильнуть - получишь волчий билет и ни на какую достойную работу никогда не устроишься. Как в любом приличном обществе, в Швейцарии, естественно, есть и альтернативная служба, но служить придется в полтора раза дольше и не так это почетно.

На описанных выше милиционных принципах строится и армия Израиля — самая сильная на Ближнем Востоке. Но в Израиле военнообязанными являются почти все взрослые граждане, в том числе, и женщины. Кстати, в Украине также предполагается служба женщин в армии.

Так что в целом швейцарская система (если власти в Киеве выберут именно ее) позволит Украине оперативно мобилизовать в свои вооруженные силы, как минимум, несколько миллионов человек. А когда вопрос с защитой территориальной целостности будет решен — легко распустить. Винтовка в каждой семье – лучшая гарантия независимости страны.

Александр Желенин