Posted 9 сентября 2014,, 13:26

Published 9 сентября 2014,, 13:26

Modified 31 марта, 11:42

Updated 31 марта, 11:42

Соблазнение позитивом

9 сентября 2014, 13:26
Фильм про школу с пометкой "16+" - это какое-то новое слово на нашем ТВ. Сериал «Учителя» демонстрирует интимную сторону жизни преподавателей, а заодно дает повод задуматься о том, что происходит со школьным образованием в России.

Увидев рекламу нового отечественного кинопродукта, в которой развязный молодой человек, не сняв шляпу, резво задает старшеклассникам тему первого сочинения («Чего я хочу добиться в жизни»), я решила, что с сериалом «Учителя» Вартана Акопяна все будет очень плохо. Во-первых, меня одолевали подозрения, что снят этот сериал как запоздалый ответ «Школе» Валерии Гай Германики. Во-вторых, разве может быть хорошее на Первом канале к началу нового учебного года?!

Неожиданно выяснилось, что может – хотя в развязке не было ничего неожиданного, но отдельные сюжеты оказались весьма занятны. Например, трагикомическая история про влюбленного толстого мальчика или драматическое повествование из жизни сурового завуча Тамары Семеновны, которая настолько хочет танцевать танго, что готова делать это в одиночестве под дождем…

В то же время, многие сюжетные ходы сериала напоминают уже виденное ранее. В том числе сама завязка: популярный ведущий ток-шоу Арсений Платонов, ляпнувший в прямом эфире неподобающую правду, вынужден вернуться в родной город Ржев, потому что все восторгаются его поступком, но никто не хочет брать на работу (как в «Девушке из Джерси»). На малой родине молодой человек становится школьным учителем, и дети начинают к нему тянуться, потому что он - "пришелец из другого мира" (как в «Физруке»). Чтобы больше не обращаться к заимствованиям, перечислю сразу все: эпического масштаба трудовик знаком нам по шоу «Уральских пельменей», его страсть подозревать Платонова в гомосексуализме и третировать за это была уже в сериале «Доктор Тырса». Внезапный (для прекрасной дамы) полет в Сочи позаимствован из «Красотки», только наполнен патриотическим смыслом: в Сочи, а не какую-то там «Травиату» слушать! Девочка просит мальчика раздеться, а сама приготовила ему неприятный сюрприз – это «Стиляги». Ну и, конечно, актрису Екатерину Васильеву в инвалидном кресле, подружившуюся с богатым ухажером одинокой дочери, мы уже ровно такой и видели в телефильме «Приходи на меня посмотреть». Думаю, можно найти еще много параллелей. А ведь хочется иногда и новизны, и неожиданностей, происходящих не только от того, что режиссер вдруг спохватился, что надо бы поступки героев хоть как-то мотивировать.

Вот ухаживает продюсер Марк за неприступной Машей. (А Маша настолько неприступная, что у нее двое детей от разных отцов. Не то что это преступление, но все-таки непонятно, как при такой твердости воли и в столь юные годы она умудрилась-то?!). Так вот, Марк ухаживает, продукты покупает, рыбу жарит, в Сочи на истребителе катает, с будущей тещей дружит… И я, как обычная телезрительница, начинаю думать: а зачем Маше главный герой, если счастье - вот оно, и нечего с жиру беситься. Видимо, режиссер тоже понимает, что заводит зрителя не в ту степь, и человекообразный доселе Марк вдруг становится ужасно меркантильным. То говорит: «Пойдем в Большой театр, посмотрим, какие в ремонт бабки вбуханы», то объявляет: «Я за тобой ухаживал по всем правилам, подарки дарил недешевые». И уже ясно, что неприступная Маша достанется-таки Платонову, потому что она педагог, и он, как оказалось, тоже. И вообще - не летать поросятам под облаком: все провинциальные учителя должны успокоиться в объятиях провинциальных учительниц, а не мечтать о телезвездах, даже о самых меленьких…

Кстати, о внезапно забытом (после внезапно воспомянутого): когда Арсения Платонова просят поработать учителем литературы и побыть классным руководителем 10-го "Б", две ученицы тут же заключают пари, кто из них быстрее соблазнит Платонова. Одна с утра приходит в вечернем платье, другая делает на груди татуировку «Арсений». Через некоторое время и девочки, и создатели фильма забывают, о чем был спор - вдруг оказывается, что сами учителя тоже постоянно решают, кого бы соблазнить, и в целом жизнь у них захватывающе-эротическая. Например, в школе есть множество всяческих подсобок, и стоит только какому-нибудь учителю зайти в одну из них, как на него кидается то полуголая старшеклассница, то учительница английского языка (справедливости ради хочу заметить, что если в подсобку заходит школьник, его тут же просит раздеться прекрасная одноклассница).

Вообще, сериал про школу с пометкой "16+" - это какое-то новое слово на нашем ТВ. Не то чтобы я раньше не догадывалась, что учителя тоже люди. Но для меня школа – это такое место, где родители каждый день оставляют своих драгоценных чад на попечение ответственных личностей. А оказывается, что заботы и разговоры этих личностей вертятся вокруг «она тебе дала – она тебе не дала» и «ты не думай, что я просто хотел тебя трахнуть». Впрочем, поскольку сериал снят не с целью что-либо разоблачить, а, напротив, чтобы внушить нам позитивное отношение к школе – он его и внушает. Как элегантно лазят по канату в окно спортзала учительницы биологии, особенно если в вечернем платье и алых туфельках на каблуке!

Но не приведи Бог, чтобы такой позитив про школу увидели маленькие дети. Кстати, в сериале показаны всего два класса: один десятый и один второй – других не видно и не слышно, их задача разве что драить спортивный зал по свистку физручки и бледными тенями являться в полумраке дискотеки.

Скажем прямо, фильм этот ничего не сообщает нам об учебном процессе, но зато дает прекрасный повод подумать и поговорить о ситуации в отечественном школьном образовании. Интересно, что главного героя сделали учителем литературы, а не русского языка - ЕГЭ по литературе можно и не сдавать, а ЕГЭ по русскому обязателен. Однако дело, видимо, лишь отчасти в том, что телеведущий вряд ли настолько грамотно пишет по-русски, чтобы других научить. Дело еще и в том, что грядет у нас обязательное сочинение для всех выпускников с 2015 года. При этом министр Дмитрий Ливанов уже предлагает не учитывать при выставлении оценок грамотность, «чтобы не сковывать учеников». Отчаялись, стало быть, научить народ писать грамотно. Такое впечатление, что всю страну теперь учат русскому языку бывшие телеведущие с правом преподавания.

Впрочем, Арсений Платонов и литературе-то как таковой не учит (а это уж отсылка к «Обществу мертвых поэтов», где учитель литературы учил не литературе, а жизни). Так и здесь. Авторы и произведения сменяются со страшной скоростью: «Сегодня Пушкин, «Евгений Онегин». Не знаю, как вам, а мне не интересно», а на следующий день уже - «Анна Каренина»! Смотрим кино!». Телеведущий, вышедший из голубого экрана в реальность, является универсальным коммуникатором и оказывается в этой функции совершенно необходим детям и взрослым, разъясняя самые запутанные ситуации и подсказывая, как поступить. Например, ревнивый молодой человек исписал всю школу словами «Ксюша шлюха», а теперь рвет на себе волосы: «Ах, что делать, что делать?!». А сделай для нее что-то особенное, подсказывает Арсений Петрович, - например, пригласи в китайский цирк! И то правда – сегодня общение с китайской культурой способно решить любую проблему, отменить все оскорбления, делать бывшее небывшим и т.д.

Хотя Арсений Платонов действительно становится устроителем всеобщего счастья, а внешность у исполнителя главной роли Марка Богатырева настолько располагающая, что сразу понятно – никакая грязь телевизионного разврата к молодому человеку с таким лицом пристать не может, он порядочным был и таковым остался. Учеников учит организовать свою молодую жизнь по-новому; товарищам по работе помогает обрести личное счастье. Не повезло только продюсеру Марку, которого он побил.

Когда же приходит черед открытого урока, который, как и положено по закону жанра, вот-вот сорвется, Платонов устраивает импровизированное ток-шоу, во время которого ученики оживленно обсуждают, прав был Родя или не прав, что пришил старушку. Все проходит на ура, прогрессивные члены комиссии в восторге от того, как организована коммуникация, потому что если взаимодействия нет, то какой уж тут учебно-воспитательный процесс. Но тут бессердечная бюрократическая тетенька произносит волшебное слово «ЕГЭ» - и конец педагогической карьере телеведущего.

Все родители выпускников знают, что тетенька права, что ЕГЭ для будущего важней всего на свете. А теперь вот грядет новая фаза с обязательным сочинением, которое нужно для того, чтобы проверить, умеет ли ученик письменно излагать свои мысли. Грамотность, как мы уже знаем, министр Ливанов предложил не учитывать. Из телесериала же следует, что и произведения знать не обязательно, чтобы судить об их содержании и смысле, о поведении героев, о позиции автора и т.д., - надо только обладать своим мнением и смелостью, чтобы его обнародовать.

А поскольку сериалы для Первого канала у нас давно не снимаются в простоте, а всегда с умыслом и в надежде внедрить в умы те полезные идеи, которые не вмещаются в пропагандистские выпуски новостей, то и этот – милый и местами ужасно смешной - сериал сняли, чтобы еще раз растолковать, что умение изложить свои мысли гораздо важнее повода, по которому эти мысли возникли. «Роман не читал, но скажу». Или, как учил Арсений Платонов, «надо всегда выезжать на позитиве».

Татьяна Шоломова