Posted 29 сентября 2014,, 14:32

Published 29 сентября 2014,, 14:32

Modified 31 марта, 11:22

Updated 31 марта, 11:22

Проблема борьбы с Лениным

29 сентября 2014, 14:32
Все нынешние "акты исторического возмездия", когда сносят памятники, порождают совершенно шизофреническую картину "правильного мира".

Все нынешние "акты исторического возмездия", когда сносят памятники, порождают совершенно шизофреническую картину "правильного мира".

Вот, казалось бы, понятное стремление прибалтийских национальных элит освободить историческую память от символов советского периода. Под разными предлогами переносят и демонтируют советские монументы и обелиски, отсылающие наблюдателя к трагедии Второй мировой. Но вычеркивание из социальной памяти этих символов (даже если они вызывают негативные ассоциации) обедняет культурный и мемориальный ландшафты национального сообщества. Образуется не новая, свободная от тоталитарного прошлого национально-политическая реальность, а своего рода "бесплодные пустоши", где властвуют не исторические традиции, но искусственно сконструированные политические мифы, которые усиливают невротические симптомы в этих обществах.

Проблема "борьбы с Лениным" на Украине - из того же ряда.

Если бы речь шла о четко сформулированной политической задаче - представить Ленина современному обществу как символ политического сектантства, которое стало причиной крупнейших культурных и социальных катастроф в XX веке, тогда демонтаж памятника имел бы хоть какой-то смысл. В данном случае, насколько я понимаю ситуацию, авторы и участники акции демонстрируют свое желание покончить с советским прошлым и с русским империализмом, как он интерпретируется в националистическом украинском дискурсе. Проще говоря, здесь просматривается все та же невротическая реакция: москаляку на гиляку.

Совершенно ясно, что это тупиковый подход к сложным вопросам национальной идентичности в пост-имперский период современной истории.

Во-первых, советское культурное наследие невозможно уничтожить символической победой над памятником. Большинство жителей на пространствах бывшего СССР остаются во-многом еще советскими людьми, хотя и с антисоветскими декларациями в определенных обстоятельствах.

Во вторых, если нет возможности сформировать понятный и непротиворечивый образ политического будущего и позитивную национальную идентичность (негативная идентичность в формате "украинцы - не русские" не способна стать фактором общественной консолидации на долгий период), то логичнее деполитизировать исторический контекст, связанный с конкретным символом прошлого. Когда памятники Ленину станут восприниматься абсолютным большинством населения, как элементы городского ландшафта, их будут наряжать и раскрашивать, чтобы сделать привлекательными для горожан во время ярмарок и фестивалей, тогда можно безболезненно заменить эти отмершие символы на более современные, адекватные новой эпохе и политическим реалиям.

Прочитать оригинал поста Андрея Хохлова с комментариями читателей его блога можно здесь.