Конец большой дружбы?

Около полугода понадобилось российскому телевидению для того, чтобы избавить россиян от симпатий к Германии. По данным социологов, жители нашей страны теперь с надеждой смотрят на Китай, напрочь забыв о пресловутой «желтой угрозе».

Россияне окончательно избавились от такого рудимента, как собственное мнение относительно соседей и друзей своей страны. «Океания всегда воевала...», - результат социологического опроса на эту тему теперь может выбрать любой диктор «центрального телевидения» в соответствии с теми установками, которые он получит от руководства по «освещению вопросов международной политики».

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел исследование, предложив свои респондентам ответить на вопрос «Какие страны можно назвать наиболее дружественными по отношению к России?». В итоге 51% россиян выбрал Китай - как говорится в пресс-релизе ВЦИОМ «без подсказок». По данным социологов, за шесть лет доля сторонников Поднебесной выросла более чем в два раза - с 23% в 2008 году до нынешнего «квалифицированного большинства». При этом самый серьезный скачок пришелся на последний год.

Кроме того, в полном соответствии с евразийской доктриной российских властей, в первую тройку стран, с которыми, по мнению респондентов, у России особенно теплые взаимоотношения, вошли Белоруссия (32%) и Казахстан (20%). Евразийский союз как на ладони, а точнее, в полном соответствии с концепцией первого и второго телеканалов российского телевидения.

А вот Германия выпала из тройки стран, считавшихся самыми дружественными по отношению к России. Как дружественную державу ее сейчас воспринимают, по данным ВЦИОМ, всего 2% респондентов, тогда как в 2008 году таких было 17%. Вместе с ней из разряда друзей в лагерь врагов перешли также Франция и весь Евросоюз целиком.

Впрочем, главный враг остался неизменным еще с советских времен — это, конечно, США. Правда, в 2008 году такого мнения придерживались всего 25% респондентов, поскольку тогда степень агрессивности восприятия гражданами РФ внешнего мира в принципе была значительно ниже. Теперь же во враждебности Соединенных Штатов убеждены 73% респондентов.

Интересно, что данные ВЦИОМ полностью совпадают с результатами опроса, который в конце сентября проводил «Левада-Центр». По данным этой социологической службы, «плохо» или «скорее плохо» к США относятся 73% респондентов, а «хорошо» и в основном хорошо» всего 17%.

Что касается ЕС, то отношение к этому квазигосударству, по данным «Левада-Центр», резко изменилось еще в марте 2014 года после присоединения к России Крыма. В январе 2014 года позитивно к ЕС относился 51% респондентов, то есть, то же самое нынешнее квалифицированное «китайское большинство». Уже в начале марта их стало 45%, к концу первого весеннего месяца — 32%, ну а в сентябре всего 19%. При этом «плохо» относятся сегодня к Евросоюзу, по данным «Левада-Центра», 68% россиян.

Причины изменения отношения к Германии и другим ключевым странам ЕС очевидны. Это даже не война в Донбассе, а история с присоединением Крыма. При этом симпатии сменились на антипатии не самостоятельно, а под воздействием мощной пропагандистской кампании, которая проводится еще с марта российскими СМИ.

Это новость грустная, с точки зрения того, насколько легко, оказывается, россияне поддаются пропагандистскому влиянию. С другой стороны, в прошлом сознание граждан РФ демонстрировало поразительную упругость в ответ на идеологическое давление. Например, после конфликта с Эстонией из-за переноса в Таллине памятника советскому солдату, еще около полугода эта прибалтийская республика оставалась в тройке самых страшных врагов России. Однако затем пропагандистский морок потихоньку рассеялся, и Эстония заняла подобающее своим размерам место - страны, к которой большинство россиян не относятся никак.

Похожая история была с Грузией. А вот, скажем, Польша, к которой большинство россиян традиционно относятся негативно, напротив, ненадолго превращалась в относительно дружественную страну - после гибели под Смоленском президента Леха Качиньского. Но затем все быстро стало как раньше.

Можно надеяться, что изменения в отношении к ЕС в целом и Германии в частности — явление временное. По крайней мере, при условии, что рано или поздно антиевропейская пропаганда на российском телевидении сойдет на нет. Тогда останется выждать около полугода и немцы вновь вернутся в число самых любимых россиянами наций.

В противном же случае социологи получат ценный материал для размышления. Они узнают, как долго надо «промывать мозги», чтобы результат стал необратимым. Ну а Россия, как страна, банально потеряет на ближайшие 50-100 лет своего бывшего главного союзника в Европе, со всеми вытекающими из этого последствиями, в виде, например, попадания всерьез и надолго в зону китайского влияния.

Иван Преображенский

Перейти на страницу автора


Ранее на тему У России еще много "своих людей" в СНГ

Вежливые конфуцианские лица

Китай намерен расширить инновационное сотрудничество с Россией