Posted 10 октября 2014,, 16:32

Published 10 октября 2014,, 16:32

Modified 31 января, 00:31

Updated 31 января, 00:31

Человек, почувствовавший себя слишком свободным

10 октября 2014, 16:32
По четвертому каналу BBC прошел фильм про Виктора Бута, которого на Западе называют "русским оружейным бароном" и "торговцем смертью". Но портрет получился неоднозначным.

По четвертому каналу BBC недавно прошел полуторачасовой фильм про Виктора Бута, которого американцы «наградили» титулом оружейного барона, торговца смертью. Про него снимают кино и даже выпустили компьютерную игру. По утверждениям западных СМИ, фирма Бута была самым крупным нелегальным дилером оружия. Также есть версия, что за Бутом стояли российские спецслужбы, направлявшие и прикрывавшие его работу. Можно было ожидать, что в западной подаче мы увидим действительно мрачную и зловещую фигуру - человека, брызгающего бензином на тлеющие годами межэтнические и идеологические конфликты. Однако ничего подобного: фильм, созданный во многом на основе видеосюжетов, снятых самим Виктором, его родными и друзьями, нарисовал совсем другой портрет.

Кто такой Виктор Бут и откуда он взялся? Родился в Душанбе в 1967 году. Еще в школе увлекался эсперанто, мечтая о временах, когда все будут говорить на одном языке, а границы останутся в прошлом. Отслужил в Советской армии и поступил в Институт военных переводчиков в Москве, где изучал португальский. Первой его заграничной командировкой стал Мозамбик, строивший в то время социализм. Там Виктор познакомился со своей будущей женой. Кстати, Алла Бут, в прошлом дизайнер из Петербурга, - одна из ключевых фигур фильма, и, надо заметить, она производит исключительно приятное впечатление, вызывая ассоциации с женами декабристов.

Когда ни Советского Союза, ни программ помощи строящим социализм странам Африки, ни самих «как бы социалистических» африканских стран не стало, Бут задумался, чем заняться. «Если у тебя были мозги, делать бизнес в Москве было совсем просто. Но это был грязный бизнес, который требовал крыш и крыш над крышами», – поясняют за кадром от имени Бута. Поэтому на пару с другом Виктор двинулся делать бизнес в Брюссель, а потом - в Арабские эмираты, в Шарджу, где вместе с братом организовал фирму, осуществлявшую массовые поставки в Россию и другие постсоветские страны самых разнообразных товаров массового спроса. Дела шли отлично, скоро семья уже снимала виллу. Здесь же, в Эмиратах, у Виктора и его жены родилась дочь. В принципе, можно было на этом и остановиться. Но Бут - человек другого масштаба, ему хотелось большего: охватить другие страны, расширить спектр работы, расти и развиваться во всех направлениях...

Связи в военной среде плюс мозамбикский опыт снова привели Бута на Черный континент - место хаоса, крови, отчаяния, животных страстей и больших возможностей. Начиналось все, по-видимому, просто с обучения местных солдат пользоваться доставшимся от периода дружбы с СССР оружием. Но этот первый шаг неминуемо повлек за собой и другие. И скоро Виктор Бут оказался одной из наиболее ярких и значительных фигур на африканском оружейном рынке, сплошь теневом и привлекавшем, вероятно, не только Бута, но и поставщиков из западных стран, прикрытых при этом правительствами и специальными миссиями. Надо думать, здесь и следует искать истоки всех следующих проблем Бута - по-видимому, он «помогал» не тем, кому, допустим, намеревались «помогать» американцы…

Африканские страны и местные вожди мелькали один за другим. У фирмы Бута образовался большой пакет контрактов. Виктор Бут всегда декларировал, что он просто перевозит грузы заказчиков, а за содержимое ответственности не несет. Тем не менее, по свидетельствам очевидцев, реальность была несколько иной. Другое дело, что, возможно, юридически на свою фирму Бут действительно никаких контрактов по поставкам оружия не заключал. Может статься, подобные контракты и вовсе не существовали – обходились без них. В любом случае, фильм изобилует сценами, в которых молчаливые экс-советские офицеры обучают африканцев. Некоторые кадры особенно впечатляют. Например, когда посреди африканского пейзажа черные бойцы тренируются защищаться от химических атак – в белых плащах и белых противогазах. В какие-то моменты просто сложно поверить, что все это — отрывки реальной жизни, заснятые любительской камерой, а не какой-то фантастический боевик.

Тесно завязанный на различные африканские правительства и группировки, Виктор Бут одно время думал сделать своим домом Южную Африку. Но в 1998 году на Бута и его семью напали возле их собственного дома. Избили, ограбили, а главное - изъяли содержимое компьютеров и контакты. В общем, Южную Африку пришлось покинуть. Но это не привело к свертыванию «африканского сотрудничества» – дело продолжало расти и развиваться.

Бута характеризуют как человека, у которого был нюх на деньги и фантастическое умение договариваться, при этом отсутствовали чувство страха и осторожность. Он не запрещал себя фотографировать – а зачем?

Между тем, Виктор Бут начал все чаще попадать в «объектив» западных спецслужб. А в 2001 году, после террористической атаки на США, оказался уже «под прицелом». Американцы, по-видимому, подозревали Бута в связях с «Талибаном» и «Аль-Каидой», что, по словам его друзей, просто абсурдно – в Афганистане он «перевозил грузы» для Ахмада Шах Масуда, которого, предположительно, убили как раз люди «Аль-Каиды». Так или иначе, но в 2002-2003 годах кольцо начало сжиматься, и под давлением Запада африканские президенты, которые до того принимали Бута «на ура», стали отказываться от его услуг. Более того, после семи лет успешной работы в Эмиратах Бута вынудили покинуть страну.

Возвращение в Москву, конечно, было отчасти приятным. Но человек, привыкший считать своей сферой деятельности весь мир, чувствовал себя запертым в четырех стенах. В это время Виктор Бут дал интервью одной из российских радиостанций, в котором объяснял, что все обвинения в поставках оружия «Аль-Каиде» в первую очередь базируются на имидже русских как опасных людей, не вызывающих доверия. «После русского вторым словом идет мафия, а дальше — оружие, – пояснил он. - Так сложилось – мы их пугаем».

А через некоторое время Виктору Буту поступило предложение о переговорах в Бангкоке с руководством «Революционных вооруженных сил Колумбии – Армии народа», которые Штаты считают террористической организацией, а некоторые другие страны – политической. Это была ловушка: вместо представителей организации Бута ждали агенты американских спецслужб, которые повели разговор таким образом, чтобы впоследствии русского «оружейного барона» можно было обвинить в намерении способствовать убийству американских граждан. Участники переговоров были арестованы таиландской полицией. После этого началась позиционная борьба, и в какой-то момент казалось, что Таиланд предпочтет отправить Бута на родину, а не в США. Однако этого не случилось, и в конце концов Бута этапировали в Штаты и приговорили к 25 годам заключения – исключительно за намерения. Никаких других обвинений, кроме основанных на одном разговоре в Бангкоке с агентами американских спецслужб, ему предъявить не смогли.

Фильм, показанный по британскому телевидению, производит весьма двоякое впечатление. С одной стороны, зрителю явно хотели представить «торговца смертью», проводившего нелегальные операции по всему миру. С другой стороны, в фильме описывается портрет человека, легкого на подъем, энергичного, не тушующегося ни при каких обстоятельствах, быстро обучающегося, уверенного в себе и при этом доброжелательного к окружающим. Среди прочего Виктор Бут владеет английским, французским, португальским, фарси, зулу, коса и эсперанто. Прямо скажем, не самый плохой российский типаж.

Наверное, выросший в СССР, где существовало огромное количество ограничений, Виктор Бут посчитал, что вдруг открывшейся большой мир от них абсолютно свободен. Будь предприимчив, умен, образован - и ты можешь делать все, что хочешь. Психологически это очень понятно. Если западный человек четко знает границы дозволенного (он в них вырос), то россиянину кажется, что этих скрытых, но на самом деле жестких границ в «свободном мире» вообще нет.

Главный герой фильма Arms Dealer: The Notorious Mr Bout вызвал у меня скорее сочувствие, но никак не негодование. Впрочем, возможно, все дело в «культурных различиях», и британцы смотрели на него с совсем иным чувством.

До ухудшения отношений России и США у Виктора Бута сохранялись шансы быть отправленным для прохождения заключения на родину, но теперь они представляются весьма призрачными.

Татьяна Чеснокова