Posted 24 ноября 2014,, 11:40

Published 24 ноября 2014,, 11:40

Modified 31 марта, 10:33

Updated 31 марта, 10:33

Вице-президент Transparency International: Слово "регламент" к журналистам никак относиться не может

24 ноября 2014, 11:40

МОСКВА, 24 ноября. Слово "регламент" к журналистам хоть в соцсетях, хоть где-то еще вне производственного процесса относиться вообще не может, считает вице‑президент международной организации Transparency International Елена Панфилова. Так она прокомментировала сообщение помощника "Эха Москвы" Леси Рябцевой о том, что на "Эхе" будет разработан кодекс поведения журналистов в соцсетях.

"Регламент - это нормативный акт, закрепляющий порядок работы чего бы то ни было (как правило в государстве или в каком-то отдельном процессе деятельности). Ударение на слова "нормативный" и "работы", - пояснила она на своей странице в Facebook.

"То, что, как я подозреваю, имеется в данном, эховском, случае в виду, т.е. "поведение вне рабочего процесса", описывается не "регламентами", а этическими правилами или кодексами (стандартами) профессиональной и/или корпоративной этики... Речь идет про "систему правил или этических принципов, управляющих поведением членов определенного сообщества (социальной, профессиональной или иной группы), выражающих понимание достойного поведения в соответствии с этическими принципами, моралью данного сообщества". Из чего следует, что "правила поведения" разработать можно. Но к их разработке никаким боком не могут иметь отношения люди из госструктур. В данном случае Минсвязи и Роскомнадзора. Просто не могут. Ибо иррелевантны", - отметила Панфилова.

"В идеале процесс разработки "правил поведения" (в хорошем смысле) может/должен выглядеть так: собирается широкое или не очень широкое профессиональное сообщество (например, журналисты конкретного колллектива), обсуждает, что для данного сообщества приемлемо или неприемлемо с точки зрения "достойного поведения". Руководство вполне может участвовать - как часть того же сообщества. Обсуждение может быть долгим, может быть разложено на фокус-группы, может идти при участии приглашенных специалистов по этике, может вообще потребовать общего собрания коллектива, и не одного. А может быть коротким - собрались, обсудили, согласились. Точка. Далее формируется некий перечень стандартов, которые еще раз обсуждаются, шлифуются и оформляются в свод правил. Потом этот свод правил (кодекс, стандарты, называйте как хотите) закрепляется как общепринятый документ и становится руководством к действию", - говорится в сообщении.

"Самое главное: тот, кто берет на себя бремя лидерства в формулировании для кого-то другого этических правил, то есть правил поведения, должен понимать, что от него самого требуется просто тысячепроцентная безукоризненность поведения - в каждом шаге, в каждом вздохе, в уважительности интонации, в своевременности, в выборе слов и формулировок, вообще каждый миг и без исключений. Особенно в начале процесса. Особенно когда закладывается краеугольный камень "доверия" - и к процессу, и к последующему своду/документу/кодексу. Если же этого нет, то можно и не начинать. Все равно выйдет очередная бессмысленная бумажка, на которую все будут плевать ровно так же, как плевали на "Моральный кодекс строителей коммунизма". Даже если ее назовут "регламентом" и прибьют гвоздями к монитору каждого журналиста", - резюмировала Панфилова.

Напомним, ранее помощник главреда "Эта Москвы" Леся Рябцева сообщила в своем блоге, что на встрече председателя совета директоров "Эха Москвы" Михаила Лесина с главным редактором радиостанции Алексеем Венедиктовым были согласованы решения по урегулированию конфликта, в частности, "внесение дополнений в Устав Редакции в части установления правил поведения штатных сотрудников Редакции в социальных сетях".

По ее словам, в рабочую группу помимо сотрудников "Эха" и юристов "Газпром-медиа" войдут представители Минкомсвязи, Роскомнадзора и представители комиссара ОБСЕ по вопросам свободы СМИ.

"Этот регламент поможет найти компромисс между сторонами, обезопасить журналистов холдинга, а также определить рамки дозволенного. Как вы понимаете, по мне так — рамок должно быть меньше. Поэтому еще раз повторю, регламент создается для того, чтобы обезопасить журналистов, но никак не ограничить свободу слова", — отметила Рябцева.

Тема встречи была связана с конфликтом вокруг увольнения ведущего радиостанции Александра Плющева. Он был уволен гендиректором радиостанции Екатериной Павловой за сообщение в Twitter, в котором прокомментировал смерть сына главы администрации президента Сергея Иванова. Плющев за твит позднее извинился. Тем не менее, руководство "Газпром-медиа" посчитало, что ведущий злоупотребил правами журналиста (ст. 51 закона о СМИ), и решило уволить его, с чем не согласился главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов, который напомнил, что по уставу компании представлять сотрудников к увольнению может только он. Венедиктов заявил, что Плющев останется сотрудником "Эха" и будет вести эфир дистанционно.