Posted 24 ноября 2014,, 20:55

Published 24 ноября 2014,, 20:55

Modified 31 марта, 10:32

Updated 31 марта, 10:32

Если смог навсегда

24 ноября 2014, 20:55
Смог 2010 года в Москве вначале казался делом случайным. Но события последнего года заставляют задуматься, а не станет ли смог постоянным спутником города?

Декабрь 1952 года. Лондон. Холодная пятница. Туман опускается на город. Горожане еще не знают, что следующие дни будут названы "Великим смогом", а впоследствии умрет 4 тыс. жителей столицы и более 10 тыс. станут тяжело больны.

Великий смог, продержавшийся несколько дней, стал поворотной точкой в отношении англичан к экологии. Был принят закон "О чистом воздухе", который позволил к сегодняшнему дню вырваться из числа самых грязных городов. Более того, в 2012 году Лондон принял Олимпийские игры, которые были признаны самыми зелеными играми в олимпийской истории. Благодаря играм англичане смогли озеленить заброшенные промышленные районы и существенно улучшить экологическую ситуацию в городе.

Рур, промышленный центр ФРГ. 1962 год. От удушливого смога погибает как минимум 156 человек.

Знаменитый смог в Токио дважды бьет по городу. Почти 40 тыс. отравлений в 1970 и 1971 годах.

И так по всему миру и почти по всем крупным промышленным городам.

Питтсбург, США. Промышленный центр. Здесь выплавляли сталь, олово, стекло, производили кокс. В результате город был полностью убит с точки зрения экологии. Посмотрите эти фотографии. Они сделаны в середине прошлого века. Это фото дневного (!) Питтсбурга. В городе даже днем включали свет, настолько была плотная завеса.

Но в 2013 году Питтсбург был признан самым пригодным для жизни городом Соединенных Штатов. Здесь волну преобразований начали... жены хозяев заводов. Можно посмотреть интересную лекцию Майкла Шиллера, одного из авторов зеленых реформ, которую он дал на фестивале "Экотропа".

Смог 2010 года в Москве вначале казался делом случайным. Но события последнего года заставляют задуматься, а не станет ли смог постоянным спутником города?

Смотрите, леса вокруг Москвы систематически вырубались. Химкинский лес был вторым по экологическому значению лесным массивом рядом с Москвой, обеспечивавшим очистку воздуха почти всего севера города. Но уничтожали не только Химкинский лес. Леса смягчали климат, служили естественными кондиционерами, фильтрами. Далее - осушение торфяников и как следствие их частое горение. Добавим к этому в принципе ухудшение качества парков и лесов из-за реформ в лесной отрасли и отсутствия за лесами должного ухода.

Следующий фактор - промышленное загрязнение. Сократилось влияние служб контроля за промышленностью. НКО гнобят. Природоохранные структуры слили в одном министерстве с промышленниками, загрязняющими атмосферу. Крупный бизнес монополизируется. Политическая система монополизируется и тоже не позволяет увеличить средства контроля над промышленностью. В общем все это влияет на то, чтобы промышленники не слишком уж вкладывались в очистные сооружения. Жители юга Москвы всегда жаловались на нефтеперерабатывающий завод и окружающие предприятия. Теперь же и вообще не стало сдерживающих факторов.

Активная застройка ранее зеленых территорий тоже внесла свой вклад. Добавим сюда и повсеместную застройку водных территорий, забетонивание берегов - как результат реки и пруды превратились просто в канавы с водой вместо здоровых зеленых территорий. Ну и город окружен открытыми свалками - не надо и это забывать.

В общем, вполне возможно, мы столкнулись с ситуацией, когда вот эти горящие торфяники, эти вырубленные леса, эти выбросы промпредприятий - все это создало новую ситуацию в атмосфере нашего города, ситуацию, которая будет теперь постоянно и часто воспроизводить смог.

И может быть, как жителям Токио, жителям Питтсбурга, жителям Лондона нам не стоит ждать, что все как-то само рассосется. Может быть, пора предпринять радикальные и внятные шаги по сокращению выбросов в атмосферу города и по повышению качества воздуха в нашем городе. Возможно, придется останавливать какие-то стройки, закрывать или серьезно преобразовывать какие-то заводы. Возможно, придется закрывать все открытые свалки и заменять их мусороперерабатывающими заводами. Возможно, придется озеленить город и Подмосковье, вновь заболачивать торфяники. В общем, придется серьезно работать.

Или ждать, когда наш смог внесут в список великих смогов в этом мире, унесших тысячи жизней и отравивших жизни миллионов.

Прочитать оригинал поста Олега Козырева с комментариями читателей его блога можно здесь.