Posted 24 ноября 2014,, 20:59

Published 24 ноября 2014,, 20:59

Modified 31 марта, 10:32

Updated 31 марта, 10:32

Улица Фанни Каплан

24 ноября 2014, 20:59
Если есть десяток улиц имени Софьи Перовской – почему нет хотя бы одной имени Фанни Каплан? Одна покушалась на царя, другая – на великого вождя. Не все ли равно?

В ответ на памятный украинский «ленинопад» недовольная российская общественность разразилась криками осуждения. Украинцев очень хотелось заклеймить позором, стремление «валить лениных» воспринималось здесь как однозначно недружественный шаг – но за что осуждать? Не заводить же, в самом деле, мантры про «великого вождя мирового пролетариата» и «самого человечного человека» - как-то не комильфо, да и РФ – это все-таки не СССР, коммунисты у нас вроде пока не у власти…

Поэтому в качестве компромисса выбрали другой лейтмотив – апелляции к «исторической памяти». О личности «вождя пролетариата» предпочитали вообще не распространяться, а упирали на формальные моменты: мол, Ленин – это же история? История! Фигура историческая? Более чем! Надо помнить свою историю? Надо! И вывод – как ты там к Ленину ни относись, а памятники его не замай. Бо главное – это сохранение Памяти! Не надо быть иванами, не помнящими родства, надо ценить свою историю, какой бы она ни была, не надо вырывать из исторического учебника страницы в угоду сиюминутной политической конъюнктуре… и т.д.

И в таком подходе, безусловно, тоже есть свой резон. Историю, действительно, надо чтить. Вот только, сказавши «а», надо бы говорить и «б».

Согласимся – был в истории Ленин, были в ней и знаменитые террористы Перовская и Желябов, были и кровавые «красные палачи» Бела Кун и Землячка. Вполне возможно, что вычеркивать их из истории и с карт наших городов, раз уж они там оказались – не след. Не надо быть иванами, не помнящими родства.

Но вопрос – а почему только их? Разве, скажем, Леонид Канегиссер, в разгар «красного террора», в 1918 году, застреливший председателя Петроградского ЧК Урицкого – не заслуживает своей улицы? Канегиссер, совсем молодой паренек, пошел на верную смерть, застрелив палача с руками буквально по локоть в крови. Разве он меньший герой, чем Каляев, взорвавший «царского сатрапа» - великого князя Николая?

Кто, в конце концов, меньше «матери-истории ценен» - великий князь или чекист Урицкий?

Но факт тот, что улиц Каляева в РФ – десятки, если не сотни; они есть и в городах-«миллионниках», и в самых скромных райцентрах. А вот улиц имени Канегиссера – ни одной. А почему? Где же ваше «уважение к истории»?

Фамилия неблагозвучная, «можно подумать, что он еврей»? Ну извините. Каляев в плане благозвучия – тоже не фонтан…

Да что Канегиссер! Еще более интересный вопрос – почему у нас нет ни улиц, ни площадей, ни даже переулков имени Фанни Каплан. Да-да, той самой, что стреляла в Ленина во дворе завода имени Михельсона. Если есть десяток улиц имени Софьи Перовской – почему нет хотя бы одной имени Фанни Каплан? Одна покушалась на царя, другая – на великого вождя. Не один ли черт? Обе рисковали своими девичьими жизнями, обе были пламенными революционерками, хотели «пострадать за народ» и обе сложили-таки головы на плахе.

(С Фанни, правда, может быть одна деликатная проблема: ушлые историки раскопали, что, по всей видимости, вся история с ее "покушением" - грандиозный большевистский фейк. Что, скорее всего, бедную полуслепую и полусумасшедшую после каторги Фанни просто подставили, приписав ей покушение, которого она не совершала, да и не способна была совершить. В Ленина действительно стреляли, но это были люди Яши Свердлова; Яше к тому времени Ленин был уже как кость в горле; Свердлов (боевик-экспроприатор покруче Сталина, настоящий бандит-отморозок) считал, что он сам лучше годится на роль "вождя молодой республики Советов" - и приказал Ленина убрать. "Ильич", правда, оказался живуч, оклемался и в свою очередь Свердлова успешно отравил).

Я думаю, что, если мы хотим все-таки двинуться в сторону нормальной страны – у нас в городах обязательно должны быть и площади Ленина, и улицы Фанни Каплан. Улица Урицкого – и рядом проспект Канегиссера. Перпендикулярно!

Вот в Москве и Самаре улицы Антонова-Овсеенко – пусть будут и улицы Деникина. Есть улица Фрунзе – пусть будет рядом бульвар Врангеля, с которым Фрунзе воевал в Крыму… Я склоняюсь к мысли, что историю действительно нужно чтить. И чтить ее можно только так: не снося памятники, не заменяя в названиях улиц «красных» на «белых» или наоборот – а оставляя их рядом.

Так, кстати, будет гораздо правильнее, чем просто стереть с карт всех «неблагонадежных» с той или иной точки зрения деятелей – а улицы все обозвать так, как в слащаво-«фруктовой» песенке Антонова (не Овсеенко): «пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную, и на Тенистой улице я постою в тени…»

Переименовать Ленина в Абрикосовую или же вернуть ей «историческое название» - слабый ход. Этим мы как бы скажем – «сами мы неместные, что здесь творилось, ведать не ведаем, я не такая, я жду трамвая». Это недостойно великого народа. Великий народ все-таки живет в своей истории – а не стремится спрятаться «в тени».

В современной России это, конечно, невозможно - потому что Ленин и Фанни на одной карте не понравятся никому. У нас по-прежнему "белые" и "красные" хотят сожрать друг друга, холодная гражданская не стихает. Господствует тоталитарное сознание - "выживет только один".

А нормально - это среднее между двумя крайностями. Между стерильностью и выхолощенностью "абрикосовых и виноградных" - и тоталитарным господством "победителей", неважно, Фрунзе или Деникина.

Норма - это "цветущая сложность". Собственно, она и есть История. В которую нам бы надо как-нибудь однажды возвратиться.

Прочитать оригинал поста Алексея Рощина с комментариями читателей его блога можно здесь.