Posted 23 января 2015,, 19:15

Published 23 января 2015,, 19:15

Modified 31 марта, 09:44

Updated 31 марта, 09:44

Интернет мертв, а мы — еще нет

23 января 2015, 19:15
Выступая в Давосе, председатель правления Google Эрик Шмидт предсказал, что Интернет в привычном нам виде исчезнет.

Выступая вчера в Давосе, председатель правления Google Эрик Шмидт предсказал, что Интернет в привычном нам виде исчезнет. Можно себе представить, сколько пересудов и кривотолков породила эта, в общем-то, банальная констатация у охотников за громкими заголовками. Меж тем, достаточно оглядеться вокруг, чтобы понять, о чем говорит Шмидт.

«Исчезновение» Интернета — это не возврат к докомпьютерной эре и не иссякание потоков информации, пронизывающих современный мир. А простое растворение технологий связи в окружающей человека среде. Такое растворение, при котором мы просто перестаем фиксировать в своем сознании событие, которое всего каких-нибудь 10-15 лет назад называлось вполне торжественно: «Я вышел в Интернет». Мы перестаем замечать, как и когда мы в него выходим, перестаем задумываться, в основе скольких привычных нам бытовых процессов лежит передача данных по протоколу TCP/IP. Точно так же, как современный человек в упор не замечает электричества, без которого сегодня во многих городских домах нельзя даже чаю сварить, не говоря уже о гигиенических процедурах в ванной комнате без внешних окон. Попробуйте мысленно фиксировать каждое свое взаимодействие с электроприборами в течение дня — так, как это много лет делали религиозные евреи, которым такое взаимодействие в определенные дни запрещено. Очень быстро эти подсчеты вас утомят, и вы собьетесь со счета. А религиозные евреи просто наладили «субботнее реле», которое само включает и выключает в нужное время электроприборы.

Другой аспект «исчезновения» Интернета — это отмирание веба как основной платформы для интерактивной доставки информации. Тут есть два аспекта: функциональный и структурный. Например, за последние 15 лет во всем мире созданы сотни и тысячи порталов так называемой деловой информации. Куда человек должен зайти, если его интересует курс доллара, стоимость нефти или котировки каких-нибудь акций. Хочешь официальный или актуальный курс рубля — идешь на rbc.ru. Хочешь курс AAPL — идешь на сайт NASDAQ, Yahoo! Finance, Google Finance. Хочешь российские фишки — на moex.com. А хочешь поторговать — иди на сайт брокера, регистрируйся с паспортом, скачивай приложение с ключами...

Меж тем, пользователю iOS сегодня, чтобы узнать любые курсы и котировки, не надо даже программ никаких специально устанавливать. Достаточно настроить предустановленный служебный модуль Shares/Акции, один раз забив туда список интересующих тебя позиций, и все эти сведения будут в реальном времени отображаться на экране твоего телефона, 24 часа в сутки. Хочешь подробностей — тычешь в заинтересовавшую тебя строку, получаешь графики, исторические данные, детализацию и связанные новости. В Андроиде под ту же функцию можно настроить предустановленную поисковую оболочку Google Now. Кому после этого взбредет в голову садиться за компьютер, топтать клаву, загружая финансовый сайт, вбивать там коды эмиттентов? Или специально ставить на телефон и отдельно вручную настраивать однозадачное приложение, отображающее котировки?! То есть не только мобильные приложения каннибализируют вебсайты, но и мобильная операционная система потихоньку отъедает функционал у установленных на ней сторонних приложений. Какой функционал? В первую очередь — самый востребованный. Тот, к которому пользователь обращается непрерывно. Часы, календарь, погода, почта, персональные сообщения, контакты, финансовая информация... За всем этим люди стремительно отучаются не только ходить на веб, но и помнить имена поставщиков услуги... У привычного нам компьютера с большим экраном осталось ровно два применения, которые не отъел мобильник. Это ввод длинных текстов, для которых, как ни крути, нужна клавиатура, и обработка больших массивов данных, требующих значительного машинного ресурса. Вторая проблема решаема с помощью облака, первая — голосовым вводом. Обе задачи как бы уже и не про Интернет, но на самом деле без него они не имеют решения.

Другой тренд — тоже не новый, но сегодня уже всякому очевидный — это персонализация контента. В прошлом веке оно звучало как глупая страшилка (рассказанная, кстати, Игорем Ашмановым на страницах «Компьютерры» в начале 1997 года). Миллионы людей ходят на один и тот же сайт, но каждый видит там разное, потому что информация сервируется, исходя из персональных особенностей пользователя — географии, языка, личных настроек... Игорь, правда, придумал тогда несколько утопическое применение для этой технологии: манипуляция общественным мнением, подсовывание разным читателям СМИ взаимоисключающих сведений об одном и том же событии. Такого применения за последующие 18 лет не случилось. Больше десяти лет буксовала и «настройка под себя» у крупнейших порталов, вложивших сотни миллионов долларов в развитие этого функционала. Не больше 5% неленивых пользователей находили время, чтобы скомпоновать под свои интересы заглавную страницу MSN, MyYahoo, iGoogle, Mail.Ru. Но потом случились соцсети, где в точности такая же тематическая настройка произошла незаметно для пользователя, без усилия с его стороны. И сегодня самый посещаемый в мире сервис, в 864 миллионами посетителей в день и 1,35 млрд активных подписчиков в месяц, именно так и выглядит. Среди этих 1,35 млрд нет двух человек, у которых бы страница http://facebook.com/ выглядела бы одинаково. Каждый видит в ее интерфейсе свой аватар, свое имя, сообщения своих друзей, а также рекламу и новости, отсортированные с оглядкой на его собственную историю лайков и перепостов.

При этом 83% этих пользователей (1,12 млрд человек в месяц) смотрят этот сайт не через веб и компьютер, а через приложение в мобильном устройстве. То есть какая-то (с каждым годом все более заметная) часть этих самых пользователей уже сегодня не знает, что Фейсбук — это сайт, с адресом www.facebook.com, что он находится где-то там на вебе, куда нужно заходить через какой-то браузер, а для доступа надо сперва купить, затем настроить и подключить какой-то Интернет. То есть и самих этих слов — www, веб, Интернет, сайт, сервер, настройка доступа — сотни миллионов активных пользователей Сети сегодня не знают. И не потому, что забыли за ненадобностью, как мы с вами или Эрик Шмидт, а потому, что подключались впервые в те времена, когда ничего этого знать уже не надо было. Например, в Индии в 2013 году на 9 купленных трубок приходился один смартфон, а в 2014 году соотношение 1/1, то есть половина продаваемых там телефонов умеет заходить в Интернет. Подписку на GPRS/EDGE/3G при этом не надо специально оформлять, базовая квота включена в пакет оператора, настройки телефон берет прямо с СИМ-карты, а приложение Facebook на устройстве предустановлено. Кто не может разобраться сам — либо зовет сына, либо заглядывает в ближайший продмаг, где продавец за пару секунд все настроит (в глухой индийской деревне продовольственный ларек торгует СИМ-картами как минимум 5 операторов и принимает оплату за их услуги).

Если б вы моего Леву три года назад спросили, чем отличается наличие Интернета от его отсутствия, он бы вам на счет раз объяснил: когда есть Интернет, можно смотреть любые мультики, а когда его нет, то только те, которые уже есть на iPad. И добавил бы, что Интернета нет, когда из Москвы выезжаешь. А когда въезжаешь — он снова появляется. Сегодня мой Лева уже ничего этого не вспомнит, потому что Интернет у него есть всегда. И дома, и в школе, и в машине, и в пределах МКАД, и по дороге в Кратово.

Есть еще один интересный процесс, отдельный от всего перечисленного: появление у каждого человека своих персональных, непубличных интернет-пространств, тех самых облаков. Всего каких-нибудь 5 лет назад считалось, что у Интернета есть две основные функции: либо ты оттуда получаешь информацию, либо ты там с кем-то общаешься. В любом случае, подразумевалось, что ты туда идешь, чтобы взаимодействовать с другими людьми: либо вживую, либо через оставленную ими для тебя информацию. А сейчас появилась третья функция, не предполагающая никаких посторонних людей, их глаз и ушей. Твоя персональная ячейка, где с каждым годом скапливается все больше информации, ценной и интересной на всем белом свете одному тебе. И лежит она там не потому, что какая-то пиндосская разведка пожелала все про тебя выведать и разузнать. А потому, что сам ты за годы цифровой жизни устал хранить все архивы сперва на дискетах и CD-ROM с непонятным сроком годности, потом на флэшках и внешних дисках (продвинутые пользователи еще освоили автономные накопители и Time Capsule). Сегодня уже непонятно, зачем все это плюшкинское собирательство физических накопителей вообще было нужно, когда есть Dropbox, Evernote, iCloud, Google Drive, Яндекс.Диск, Acronis True Image, да еще и Фейсбук потихоньку научился автоматом все фотографии с мобильника подсасывать в Synced Photos. Формально там квота в 2 гига, но мой архив уже перевалил за 10. Кушать не просит. А потерять этот фотоархив я, пожалуй, не смогу, даже если очень захочу. Чтобы злоумышленникам получить пароли ко всем тем облакам, где хранятся мои бэкапы, я должен буду сам понапрягать голову, ради составления полного списка. Меж тем, из текстов и фотографий, которые я создавал 10 лет назад, очень многое обидно потерялось именно из-за того, что не вспомнить сегодня, на каких носителях живут резервные копии.

В результате с каждым годом активный пользователь все больше времени проводит не на чужих страницах в Интернете, а в своем личном облаке, где у него сегодня и персональный календарь, и фото, и документы, и кино, и музыка, и книги, и заметки на манжетах. Естественно, когда человек в эти свои архивы залезает, то он не ощущает это как «выход в Интернет» — скорей процесс аналогичен разбору ящиков своего собственного рабочего стола. И в ходе такого разбора никому не кажется, что он вышел из повседневной своей среды в какое-то внешнее, глобально-планетарное пространство — так же, как, роясь в своем столе, никто не вспоминает о его производителе, стране происхождения, цене покупки, других владельцах аналогичных столов и т.п. Все эти детали вообще никак не отвлекают от основного занятия, в силу их неизменности и незначительности. Точно так же и доступ в Интернет перестает восприниматься как действие и событие.

До этого места я, кажется, ничего нового и удивительного не сказал. Но есть еще одна интересная деталь, о которой обмолвился Шмидт: что завтрашний интернет-рынок — полностью свободная территория, которая сейчас еще никем не занята, потому что никто не может знать, по каким правилам там пойдет игра, когда окончательно отомрут привычные парадигмы настольного потребления информации. Это навскидку довольно небанальная мысль, но, на мой взгляд, совершенно бесспорная. Потому что голые цифры — такие, как 1,41 млн приложений под Android и 1,21 млн приложений под iOS — сами по себе ничего не говорят и не означают. Количество вываленных в открытый доступ приложений не переходит в качество. Тех же софтверных читалок под Android, iOS и букридеры написана не одна сотня — пишут их и гиганты, вроде Amazon и Adobe, и бедные студенты по обе стороны русско-китайской границы. А нормальный человеческий софт для чтения книг — только один: iBooks. И на платформе Android он не представлен. Все остальное — какой-то адский трэш. Хотя, казалось бы, воспроизвести функционал и интерфейс iBooks под Андроидом — задача банальная, уровня тех же бедных студентов. Но вот не воспроизвели. И бедные пользователи YotaPhone 2 вынуждены на своем роскошном заднем экране ковыряться во всяких Киндлах с Букмейтами, айМобилках и Алдико.

Еще более наглядный пример того самого поля непаханного — СМИ для мобильных устройств. Дело не в том, что их очень мало: создать-то — дурацкое дело нехитрое, есть же и Meduza.io, и новостной агрегатор News360, причем в двух версиях под каждую ОСь. Но никто — ни читатели, ни редакции — пока не понял, как оно все правильно должно бы работать, где правильный баланс между оперативностью и навязчивостью доставки, как должны приходить обновления... И не стоит думать, что выбор тут — только между самостоятельным приложением и мобильной веб-версией (хоть и про этот выбор ничего пока не ясно). Например, лично я читаю Медузу не на вебе, не в приложении, а... в чате Telegram. Там есть такой бот, который присылает мне заголовки в момент выхода материалов. Сегодня — в виде гиперссылок, а завтра хрен его знает, как мне покажется удобней. Может, HTML-документ в окне чата отобразить, а может — PDF, или EPUB какой-нибудь со сверстанной статьей будет сразу присылаться. Когда траффик безлимитный, полоса от 20Мбит/с, а диск у iPhone уже 128 гига — зачем экономить?!

Кстати, покуда я через Telegram читаю «Медузу» и участвую в нескольких редакционных процессах «Мохнатого сыра», другие люди с его помощью научились удаленно управлять «умным домом» — включать в нем свет и отопление, открывать ворота гаража, запрашивать снимки с камер наблюдения... А если пару минут пораскинуть серым веществом, то придумаются еще полсотни применений, коллективных и приватных, под которые эта платформа может быть заточена или допилена — от телеканалов и ролевых игр до интернет-магазинов, онлайн-банкинга и техподдержки пользователей. Совершенно при этом не важно, что Telegram — это одно приложение, а не 50. Главное — что в его основе лежит протокол передачи данных, сочетающий скорость, надежность и максимально возможную защищенность коммуникаций. Хотя навскидку кто б мог подумать, что три этих параметра могут оказаться важны, например, для доставки газетных заголовков подписчику. Или для коллективного просмотра запрещенных картинок богобоязненными ваххабитами Саудовской Аравии.

Так что снова прав Эрик Шмидт: про Интернет, нам привычный, можно забыть, а что грядет ему на смену — предстоит еще долго разбираться.

Прочитать оригинал поста Антона Носика с комментариями читателей его блога можно здесь.