Posted 29 января 2015,, 14:15

Published 29 января 2015,, 14:15

Modified 31 марта, 09:39

Updated 31 марта, 09:39

Индекс недоверия

29 января 2015, 14:15
Какая красивая была мечта – сделать рубль мировой резервной валютой. Совсем была она рядом. Как говорил Центробанк, надо только рубль отпустить в свободное плавание.

Какая красивая была мечта – сделать рубль мировой резервной валютой. Совсем была она рядом. Как говорил Центробанк, надо только рубль отпустить в свободное плавание. Отпустили. И, как говорят, приплыли. Зря называют рубль деревянным, он все потонуть норовит. Уже и денег, чтобы не утонул совсем, множество потратили, а толку мало. Вот и сегодня за 1 доллар США нужно отдать 68 рублей, а всего год назад – только 34 рубля, ровно в два раза меньше.

Хорошо это или плохо? Хорошо тем, кто хранил свои сбережения в валюте. И еще экспортерам. Плохо всем остальным. В очередной раз те, кто надеялся на рубль, остались в дураках. Ну да ладно, не привыкать.

А что дальше-то, куда поплывет рубль? Эксперты: кто в лес, кто по дрова. Одни пугают, что за доллар скоро 100 рублей платить придется. Минфин успокаивает, что совсем скоро рубль укрепится, но на сколько, не говорит, скрывает.

А действительно, сколько сегодня должен стоить рубль? Реально совершаются сделки на уровне 68 рублей за доллар. Попробуем разобраться, объективная ли эта цена. Для анализа используем очень простой и элегантный показатель определения паритета покупательной способности от английского еженедельника Economist – индекс Биг-Мака. Этот бутерброд из Макдональдса производится во всем мире по одной технологии и рецептуре, его цену легко сравнивать. Да и продукт это не совсем уж простой, он включает в себя цену хлеба, мяса, овощей, арендную плату, транспортные расходы, заработную плату, стоимость электроэнергии и так далее.

Начнем с данных годичной давности. Биг-Мак в России стоил в конце января 2014 года 89 рублей, а в США – 4,62 доллара. Для определения паритета покупательной способности делим 89 рублей на 4,62 доллара и получаем 19 рублей за 1 доллар. То есть, на 19 рублей в России можно купить столько же товаров, сколько в США на 1 доллар. Таким образом, 19 рублей – это некоторый объективный показатель стоимости доллара в России. Но реальная цена доллара в конце января 2014 года – 34 рубля, на 15 рублей больше, чем объективная цена. Почему? Потому, что в стоимости валюты есть не только часть, равная покупательной способности, но и вторая часть, нематериальная, которую можно определить как доверие к валюте. А доверие к рублю и год назад было меньше, чем к доллару. Ведь уже тогда все понимали, что если вдруг цена нефти на мировых рынках упадет, то рублю будет худо. Из-за этого недоверия рублевая цена доллара превышала покупательную способность на 15 рублей.

Если 15 рублей, которые в цене доллара означают превышение над паритетом покупательной способности, соотнести с паритетом покупательной способности, равным 19 рублям, мы получим показатель, который я бы назвал «индексом недоверия». Год назад этот индекс был равен 0,79. Показатель по мировым меркам слишком высокий, но все же в пределах разумного. В том же январе 2014 примерно такой же индекс недоверия был по отношению к китайскому юаню, шриланкийской и индонезийской рупии, египетскому фунту, южноафриканскому рэнду, малазийскому ринггиту.

Но вот свершилось то, что должно было когда-нибудь случиться: цена на нефть упала. Проверим на Биг-Маке, к чему это привело. В конце января 2015 года Биг-Мак в России стоит 95 рублей, в США – 4,79 доллара. Рассчитываем паритет покупательной способности и получаем 20 рублей за 1 доллар. Вот объективная цена доллара в России на сегодня. А реальная цена – 68 рублей, на 48 рублей выше объективной. Индекс недоверия стал совсем неприличным – 2,4. В 2015 году в мире хуже российского рубля себя чувствует только украинская гривна с показателем 2,99.

Конечно, мы оптимисты, в любой ситуации ищем хорошее. Сегодня можно гордиться, что рубль – одна из самых недооцененных валют в мире. Можно тысячу раз сказать, что рубль недооценен, но его цена от этого на рынке не поднимется. Цена будет подниматься только вместе с ростом доверия к рублю. Вот только кто и как это доверие будет поднимать, пока непонятно.

Прочитать оригинал поста Юрия Белоусова с комментариями читателей его блога можно на сайте "Эхо Москвы".