Posted 4 февраля 2015,, 16:49

Published 4 февраля 2015,, 16:49

Modified 31 марта, 09:33

Updated 31 марта, 09:33

О зеркале «русского мира»

4 февраля 2015, 16:49
Александр Желенин
Нас довольно долго убеждали, что телевидение ― это отражение общества, и если что в нем не нравится, то и нечего на зеркало пенять. Можно долго спорить по этому поводу, но аргументы в пользу такого утверждения все же есть.

Нас довольно долго убеждали, что телевидение ― это зеркальное отражение общества, и если что в нем не нравится, нечего, как говорится, на зеркало пенять. Можно, конечно, долго спорить по этому поводу, упирая на тот аргумент, что если это и зеркало, то кривое, однако стоит все же признать, что правда в утверждении: «ТВ ― зеркало общества», все-таки есть. Во всяком случае, недавняя публикация результатов опроса ВЦИОМ, посвященного этой теме, как представляется, достаточно убедительно об этом свидетельствует.

Исследование, которое проводилось в конце 2014 года, сравнивает отношение современных россиян к отечественному «голубому экрану» с отношением к нему советских людей в далеком теперь 1989 году. Ответы российских телезрителей в конце 2014 года на вопрос: «Как вы относитесь к российскому телевидению в целом?», поведали социологам отрадное ― в сравнении с показателями 25-летней давности, любовь российских телезрителей к отечественному ТВ значительно возросла.

Если в 1989 году на вопрос об отношении к советскому телевидению ответ «хорошо» и «очень хорошо» выбрали всего 44% граждан, то на тот же вопрос о российском ТВ в конце 2014 года так ответили уже 62% респондентов. Причем, если скептический вариант «посредственно» четверть века назад выбрало большинство - 45% опрошенных, то сегодня таких осталось лишь 30%. Тех же, кто оценивает ТВ «плохо» и «очень плохо» сейчас в общей сложности 7%.

В общем, жить, да радоваться. Как говорили бдительные советские пропагандисты, движемся «от хорошего к лучшему». В данном случае, наблюдаем движение от просто большой любви, к любви почти всепоглощающей.

Только вот вопрос: повод ли это для радости? Всевозрастающая любовь российского телезрителя к нынешнему ТВ, с учетом того что там показывают, это скорее диагноз, или, как минимум, повод для беспокойства за психическое здоровье общества. Ведь что получается? Телевидение 1989 года было территорией открывающейся, как тогда казалось, почти безграничной свободы. Но его поддерживало меньшинство ― 44 процента. Это меньшинство всего через два года, в 1991 году, совершило скачок к свободе. На самом деле, тех, кто выходил тогда на улицы Москвы и сверг полностью дискредитировавший себя режим, было гораздо меньше, но 44% - это та среда, в которой вызрело это политически активное меньшинство.

Да, это меньшинство наломало дров, выбросило за борт по ходу дела многое из того, что выбрасывать не следовало, но нельзя не признать, что этот рывок, при всех его противоречиях, все же был рывком вперед. Да, к ограниченной рамками буржуазного государства, но все же свободе.

Что мы имеем сейчас? Если телевидение - зеркало общества, то сегодня оно отражает чудовищные вещи. Готов поверить ВЦИОМ, что сегодняшнее ТВ с его тотальной пропагандой и откровенной ложью вполне удовлетворяет две трети россиян. Тут, как говорится, и к гадалке не ходи ― достаточно поговорить с людьми на улице. Однако это только часть правды. Другая ее часть состоит в том, что, выполняя последние 15 лет совершено определенный «социальный заказ» российской власти, телевидение изменило сознание россиян. Причем не в лучшую сторону.

Однако беда не только в этом, но и в том, что нынешнее ТВ не только меняет сознание, но и во многом ему соответствует. В этом смысле одобрение российскими гражданами того, что льется на них с экранов, это одобрение ими самих себя нынешних, а заодно и одобрение политики партии и правительства и ее персонального воплощения. То есть, это еще и вотум доверия, как говорят в Северной Корее, «любимому руководителю».

Кстати, есть сильное подозрение, что если такой же опрос провести в КНДР, то выяснится, что северокорейский народ испытывает еще более пылкие чувства и к своему суверенному ТВ, и к своему лидеру. Так что нам здесь еще есть куда расти, ведь 62% любви к ТВ это все-таки меньше 84% поддержки курса президента . Разница получается в 22 процента – видимо, это те, кому нынешняя однозначная направленность российского телевидения представляется недостаточной, а нынешний градус ненависти и лжи маловат. Так что сегодняшнее российское телевидение - это действительно зеркало, отражающее не только внешнее, но внутреннее состояние современной России. На экране ТВ телезритель видит тот «русский мир», который вначале в головах, а теперь и в жизни выстраивает власть.

Впрочем, есть ведь идея и другого мира - демократического и европейского. Сегодня она, несмотря на все проблемы, весьма популярна в освободившейся от бандитской и коррумпированной власти Украине. И у этого мира перспективы, хоть и не безоблачные, (учитывая тот кошмар, который ему навязывает первый «русский мир»), но имеются. Потому что обращен он вперед.

Александр Желенин