Posted 12 февраля 2015,, 16:11

Published 12 февраля 2015,, 16:11

Modified 31 марта, 09:26

Updated 31 марта, 09:26

Тайные статьи минского пакта

12 февраля 2015, 16:11
Сергей Шелин
Российско-европейско-украинские переговоры, при всем своем драматизме, ясного результата не дали. Сочиненные там документы полны умолчаний. Они имеют смысл, только если подкреплены решениями, о которых ничего не сказано вслух.

Российско-европейско-украинские переговоры, при всем своем драматизме, ясного результата не дали. Сочиненные там документы полны умолчаний. Они имеют смысл, только если подкреплены решениями, о которых ничего не сказано вслух.

В Минске были составлены две бумаги – торжественная и деловая. Первая, под названием «Декларация», исходит от Путина, Порошенко, Меркель и Олланда. Она провозглашает территориальную целостность Украины и весьма одобряет идею об установлении там мира. Вторая, конкретная, называется «Комплекс мер» и завизирована переговорщиками помельче, в том числе главами самоназванных ДНР и ЛНР, подписавшимися, однако, просто как граждане Захарченко и Плотницкий.

Впрочем, при внимательном прочтении «Комплекса мер» обнаруживается, что конкретики там нет.

Как прикажете понимать, например, выражение «отдельные районы Донецкой и Луганской областей» (пункты 4-й,5-й,9-й,11-й)? Как ликвидацию ДНР-ЛНР? Упразднение их силовых структур и символики? Поднятие над Донецком желто-голубого флага?

С одной стороны, вроде бы, именно так. Ведь «отдельным районам» обещана вовсе не федерализация и не автономия, а только «особый порядок местного самоуправления». А с другой стороны, как-то с трудом что-то подобное представляется. Ведь все особенности этого самоуправления должны быть «согласованы с представителями отдельных районов» (пункт 11-й), а значит, и с их московскими кураторами.

Весьма туманно в пункте 10-м говорится также о выводе из Донбасса «иностранных вооруженных формирований» (российских или чьих?) и о восстановлении украинского контроля над госграницей, отложенного на потом и поставленного в зависимость от «всеобъемлющего политического урегулирования» (пункт 9-й).

Так что поторопились те, кто назвал эти протоколы «чеченским вариантом» урегулирования. То есть таким, по которому сепаратисты отказываются от своего сепаратизма в обмен на признание их главенства на подконтрольных землях и выплату им дани. Пока что от «чеченского варианта» там одна только дань: Киев при материальной поддержке Европы немедленно берет сепаратистские анклавы на свое содержание (пункт 8). А в остальном получается что-то вроде Приднестровья: самопровозглашенные статусы «независимых республик» не отменяются, а границей Донбасса с Россией заведует не Киев, а Москва.

При попытке выполнить эти протоколы довольно быстро настанет момент, когда придется все-таки выбирать. Насколько «чеченский вариант» удобен и полезен для Киева - вопрос отдельный. Но даже если речь идет о «приднестровском», то и его еще должна не на словах, а на деле принять Москва. Ведь он означает отказ от большинства целей, которых она добивалась в этом регионе, да и на Украине в целом, с прошлой весны.

И тут мы подходим к тайным, условно говоря, статьям минских протоколов. В буквальном виде их там, вероятно, нет. Но если нет и каких-то внятных решений и обязательств, пусть даже слишком щекотливых, чтобы наносить их на бумагу, однако принятых всерьез, то минский саммит – это лишь временное перемирие, а также, может быть, свобода для нескольких сотен узников. Что само по себе хорошо, однако не отменит в будущем новой вспышки войны.

Чтобы оценить шансы на хоть сколько-нибудь устойчивый мир, сравним позиции сторон и поймем причины, заставившие их «сесть за стол переговоров».

Стороны, как известно, живут в разных реальностях.

В кремлевской реальности Украина – это ненастоящее государство, управляемое незаконными руководителями, приведенными к власти Соединенными Штатами путем государственного переворота. Из Незалежной делают антироссийский бастион: европейцы – своим режимом свободной торговли, американцы – членством в НАТО. Война в Донбассе – только рычаг, чтобы вытеснить врага с украинских или хотя бы «новороссийских» земель, привольно раскинувшихся, как внезапно выяснилось, между Ростовом и Тирасполем. Эту битву нельзя проиграть. В ней решается судьба России, и вообще, она - самое главное, что сейчас происходит в мире.

В реальности администрации Обамы война в Донбассе – мелкий, докучный эпизод в дальних краях. Но, чем дольше тянется и чем кровопролитнее становится эта война, тем сильнее американский политический класс давит на своего миролюбивого президента. США за последние недели вплотную приблизились к тому, чтобы начать поставки летального оружия Украине.

Призрак полноформатной войны в Европе перепугал вождей Евросоюза. В их реальности Украина далеко не так уж второстепенна. Не говоря о том, что появление вблизи от евросоюзовских границ анклава в лице ДНР-ЛНР, смахивающего на Сектор Газа, их сильно удручает.

Не удивительно, что Меркель и Олланд бросились в Москву, пытаясь поймать «последний шанс мирного решения». Сомнительно, что они с Обамой специально разыграли роли злого полицейского и двух добрых. Это получилось само собой. Обама против собственной воли неуверенно забряцал американским оружием. Кроткие европейцы явились к бывшему «другу Владимиру», дабы заверить его, что если уж вопрос станет ребром, то и они, пусть даже против своего желания, но присоединятся к Вашингтону.

Какое-то впечатление на Путина все это произвело. Иначе бы не поехал в Минск.

Идеальным решением, полностью сообразующимся с его картиной действительности, была бы новая Ялта, как в 1945-м году, когда Рузвельт с Черчиллем признали за Сталиным право контроля над Восточной Европой. Ялта-2 – это признание вождями Запада контроля Москвы над Киевом.

Но Ялту в XXI веке повторить нельзя. И Минск это подтвердил. Вероятно, Меркель с Олландом делали всевозможные умиротворяющие жесты. Например, дали понять, что пока не станут брать Украину в НАТО. Тем более, что до этого в любом случае далеко. Но, в отличие от Рузвельта, сегодняшние западные вожди не имеют власти отречься от страны, сделавшей западный выбор. Они способны сдать какие-то ее окраины, поюлить, позаискивать, но совсем отречься от Киева не могут.

Украина 2015-го – это не Польша 1945-го. Если она всерьез решила стать европейской страной, то она ею станет. А США и Евросоюз, вопреки предположениям об их безволии, будут за нее заступаться - и тем решительнее, чем сильнее на нее надавят. Эскалация войны на украинском востоке почти автоматически сделает западные державы ее участниками. О такой перспективе не хочется даже и думать, но она стала очень близка.

Если Путин в Минске взвесил этот факт и согласился, пусть даже молча, с тем, что Украина – отрезанный ломоть, то два невнятных протокола приобретают смысл. В этом случае они способны привести если не к миру, так хотя бы к длительному перемирию.

С того момента, когда Донбасс перестанут считать плацдармом для дальнейшего наступления, даже и «приднестровский вариант» может сработать, пусть как временная схема. Ведь достаточно лишить донбасских сепаратистов поставок оружия, как мысль о походе не то что на Одессу, но даже на Мариуполь, отпадет у них сама собой.

Это и станет главной интригой ближайших дней и недель. Протоколы протоколами, но то, о чем они молчат, гораздо важнее.

Сергей Шелин