Posted 24 февраля 2015,, 20:53

Published 24 февраля 2015,, 20:53

Modified 31 марта, 09:16

Updated 31 марта, 09:16

Алло, гараж!

24 февраля 2015, 20:53
В последние годы принято сетовать, что, мол, в шестидесятые мы стремились в космос, а в результате осваиваем шестой айфон. В подобных рассуждениях, много снисходительного высокомерия.

В последние годы с разной степенью изящества формулируется писателями и философами типа Дмитрия Быкова во всех странах, что, мол, в шестидесятые мы мечтали, стремились и думали в двадцать первом веке осваивать новые планеты и присматриваться к дальнему космосу, а в результате осваиваем шестой айфон и присматриваемся к седьмому.

Тут, в подобных рассуждениях, много снисходительного высокомерия, хотя конечно, нельзя отрицать и некоторую ноту высокой ностальгической тоски, придающей ворчанию определенный оттенок благородства. Но все-таки мне думается, что это один из тех редких случаев, когда человечество как раз инстинктивно выбрало гораздо более умный и полезный путь. И переход направленности усилий из космоса в Интернет был не бегством от высокого в обывательщину, а вовсе даже наоборот, заменой внешне эффектного, но туповатого, на менее яркое и героическое, но более глубокое и важное.

На самом деле пока еще никто даже приблизительно не понял и истинного масштаба, и реальных грядущих последствий произошедшего перелома и поворота. Причем абсолютно в разных, казалось бы, не связанных между собой областях даже не деятельности или образа и способа мышления, а всего бытия в целом. Достаточно хотя бы только упомянуть такой нюанс, как возможность дистанционной работы коллективов, от производственных до творческих, когда сжимается и трансформируется пространство со временем, а за этим следуют столь массовые и принципиальные изменения, что дух захватывает круче, чем от любой космической скорости.

Меня развлекает та борьба, что некоторое время уже идет с пока переменным успехом по всему миру. Хотя в России и даже в Москве, несмотря на широкую рекламу, серьезной реакции еще нет. Имею в виду все эти базары по поводу интернетовских агрегаторов-диспетчеров, удушающих таксистский пролетариат.

И тут сразу следует отметить, что наши власти оказались даже большими рыночниками, чем многие западные. Но сути это не меняет, а лишь добавляет наглядности и развлекательности.

Ведь тут на самом деле всего лишь учебник истории для младшей школы с красочными веселыми картинками. Во второй половине XVIII века изобретение ткацких станков ведь, если не заниматься назидательным высокомерием с двухсотлетней дистанции, а посмотреть трезво и с обычным человеческим сочувствием к реальным людям, и вправду принесло множество неприятностей до уровня трагедий. Элементарно кое-где с голоду начал народ помирать, лишившись работы. Ну, и множество еще пакостей, из этого следовавших.

Но смысл отнюдь не в какой-то абстрактной исторической неизбежности прогресса. И не в том, что подлые и безжалостные производители хотели выпускать больше, быстрее и экономнее много всякой ткани. И не в том, что подлые транспортники хотели выгоднее возить все больше товара. И не в том, что подлые купцы увеличивали оборот и наживались с большей скоростью. А в том, что все они вместе, и прежде всего, как раз те самые рабочие, после того, как они выходили с работы, хотели иметь много дешевой и качественной ткани для рубах и порток. И любыми теоретическими разговорами вместе с любыми же запретительными мерами нельзя было убедить человечество, что оно должно носить одежду хуже и дороже.

Так и с этими самыми интернетовскими агрегаторами такси. Людям так удобнее, дешевле и проще. Остальное – чепуха и «разговоры в пользу бедных». И что на цивилизованнейшем Западе, что на наших диких просторах, вся эта «борьба» не имеет ни малейшего смысла, какие бы аргументы в ее пользу ни приводились. Она попросту бессмысленна.

Если у меня в руках гаджет, при помощи которого я могу нажатием кнопки обеспечить себе машину для перемещения собственного зада из одной точки в другую быстрее и дешевле, чем любым иным способом, я нажму эту кнопку. А все дополнительные рассуждения, от безопасности (особенно, это для нашего-то человека!), до экономических интересов определенных слоев лицензированных перевозчиков, они останутся на потом, это вечером, за кружкой пива с приятелем, если случайно до подобных тем дотянет хмельная беседа…

Но бороться будут. И запрещать, и бастовать, и пугать, и еще множество всяческих бессмысленных движений совершать, размахивая руками и сотрясая воздух с умным видом. Вместо того, чтобы уже поскорее начать подстраиваться под неизбежное, как, кстати, и делают наиболее умные и прозорливые. Однако, во всяком случае, наблюдать происходящее довольно любопытно.

Прочитать оригинал поста Александра Васильева с комментариями читателей его блога можно здесь.