Posted 24 февраля 2015,, 20:59

Published 24 февраля 2015,, 20:59

Modified 31 марта, 09:16

Updated 31 марта, 09:16

Основания для оптимизма

24 февраля 2015, 20:59
Оппозиция у нас плоть от плоти «Системы» - то же принятие решений исключительно «сверху вниз», такой же минимум обратной связи, такое же презрительное отношение к «народу».

Конечно, на нашу оппозицию, зацикленную на лозунге «Долой Путина» и давно уже не имеющую никаких иных конструктивных идей, без слез не взглянешь. Оппозиция у нас плоть от плоти «Системы» - то же принятие решений исключительно «сверху вниз», такой же минимум обратной связи, такое же презрительное отношение к «народу», который понимается как статист, главное дело которого – не вякать и делать то, «что скажут».

Очень показательный момент в эволюции активной части оппозиции – отказ от митингов, который реализован и на предстоящем «Антикризисном марше». То есть подаются заявки исключительно на шествия; от публики требуется молча пройти с плакатами, да и проваливать. Идеальный образ того, как «оппозиция» видит своих сторонников – как массовку, с которой даже и общаться необязательно.

С другой стороны, одно из самых моих кошмарных воспоминаний о протестной активности 11-12 годов – это как раз выступление на митинге. Это была Болотная, лето, один из последних митингов, протестная активность уже затухала. Слово дали Олегу Кашину, и он принялся вдруг выть, то есть как бы петь. Не имея ни слуха, ни голоса, обладая исключительно мерзким тембром, перевирая все что можно, Кашин выл, как пьяный вурдалак «Все идет по плану» Егора Летова. Причем не остановился, пока не спел все куплеты. То было откровенное издевательство над всеми пришедшими, люди в толпе смущенно переглядывались, чувствуя себя единственными трезвыми на каких-то пьяных поминках.

А вот теперь митинги и вовсе отменили. Сами же организаторы. То есть или глумление, или и вовсе тишина, как на осеннем «Марше за мир». Толпа прошла вдоль бульваров и разошлась.

Все, очевидно, из-за «звенящей пустоты» в головах лидеров. «Что говорить, когда нечего говорить».Народ-статист, по замыслу организаторов, всего-то должен пропихнуть «правильных людей» на самый верх, после чего его миссия будет исчерпана, а сама «вертикаль» останется неизменной, только вот управлять будут «хорошие люди». Правильные. В этой ситуации много выступать и что-то брать на себя действительно противопоказано.

Однако едва ли можно ожидать, что подобная перспектива вдохновит много народу. Отсюда, собственно, и весь «спад протестной активности» - из-за содержательной пустоты «оппозиции», которая проявилась более чем наглядно за последние годы. Причина именно в этом, а не в «злом Путине».

Я одно время вообще впал в пессимизм относительно «протестного движения», особенно узнав его немного «изнутри». Помню, на собрании одной из небольших протестных партий вдруг в кои-то веки зашла речь по содержательному вопросу – о том, зачем вообще данная партия существует. Молодые ребята-активисты, подумав несколько секунд, выдавали без тени сомнения – «конечно, для того, чтобы взять власть!» Мол, иначе сказать было бы ханжеством. Это, стало быть, такая «новая искренность» у молодого поколения.

Искренность похвальна – но иногда, особенно у молодых, она становится очень уж похожа на цинизм. Я и чудом забредший на заседание старичок попытались вызнать у ребят, а все-таки ЗАЧЕМ им эта власть? Что они с ней будут делать? Самым потрясающим для меня оказалось то, что сам вопрос «зачем» явно воспринимался молодыми активистами как глупый и неуместный. «Вот возьмем власть, а там уже посмотрим, что вы спрашиваете». И лишь пара самых умных вспомнила про «социальный лифт», которым им партия, значит, должна будет обеспечить.

Нет содержания в лозунгах, нет понимания цели; все какой-то сплошной процесс, «движуха». Лично мне давно ясно, что главная проблема РФ не в Путине и вообще не в персоналиях, а в сверхцентрализованной системе управления, когда весь потенциал просто высасывается «наверх». От этого на самом деле плохо всем – и Москве, и регионам. Москва перегружена и лопается от ресурсов, как 200-килограммовый толстяк, того и гляди случится кровоизлияние… в Кремль; ну а регионы вокруг медленно, но верно превращаются в доходяг.

Как это изменить? Очевидно, нужен лидер, который занялся бы перераспределением ресурсов, власти и полномочий, начал бы передавать их «вниз» на уровень даже не регионов, а муниципалитетов. И кто это будет делать – Навальный?! Отдадим ему должное – он такого никогда и не обещал.

Да и вообще это противоестественно для политического лидера – ОТДАВАТЬ власть, делиться ею. Я поначалу рассчитывал, что появится такой лидер. Понимал, что такой только и сможет реформировать Россию в правильном направлении – развитие местного самоуправления, децентрализация, приватизация… Однако тут явное «противоречие в определении». Чтобы пробиться наверх в столь заскорузлой системе власти, что есть у нас в стране, у лидера оппозиции должен быть сильнейший «инстинкт власти» - иначе его просто растопчут на дальних подступах (оппозиционные публицисты, кстати, так тащатся от Навального, поскольку у него этот «инстинкт власти», безусловно, имеется).

Но если человек с инстинктом власти прорвется наверх – он власть отдавать не будет. Мы даже вполне сможем предсказать почти дословно, что скажет волевой оппозиционер, если ему удастся усесться в еще неостывшее кресло Путина и взяться за рычаги: естественно, он скажет, что «сейчас делиться властью нецелесообразно, потому что концентрация власти мне необходима РАДИ ПРОДВИЖЕНИЯ РЕФОРМ». И всё, финита ля комедия.

Вроде бы явный тупик. Пессимизм побеждает. «Слабак», готовый делиться властью, на место Путина не пробьется, а «сильный лидер», даже пробившись в Кремль, просто продолжит прежнюю самоубийственную для России линию на сверхконцентрацию власти и денег в руках этого самого Кремля.

Однако я, кажется, сообразил, каким может быть выход из ситуации. Вероятность, безусловно, низка, но она есть. Более того – это единственный шанс.

Сильный лидер сам никому ничего не отдаст. Но он может уступить другой силе.

Децентрализация власти в России возможна, только если этого потребуют регионы. Попросту говоря, единственный шанс страны на реальный прогресс – если регионы взбунтуются.

Отсюда мы приходим, что объективно сейчас для РФ Москва (Кремль, если точнее) является тормозящей, реакционной силой. То есть, с точки зрения тех, кто реально желает стране прогресса и развития (чтобы хотя бы вылезти из ямы, в которую мы давно сползаем) – вообще неважно, кто там победит в «схватке за Кремль» - Шойгу, Рогозин, Навальный или там Кудрин.

Москва вообще неважна; бодания «оппозиции» с «коллективным Путиным» - по большому счету, мышиная возня, не имеющая отношения к будущему страны. Кто там кого из них «поборет», в какую именно партию перебегут московские «активисты», жаждущие «социальных лифтов» - это аттракцион, который только их самих и может развлекать.

Реальный интерес представляют только регионы. Когда (и если) они поднимутся – только тогда исторические часы России снова пойдут. Смогут ли они? Сколько еще ждать? Это большой вопрос.

Самое печальное, что региональные восстания – это будет совсем не гламурно. Из регионов всем предыдущим развитием в буквальном смысле высосан мозг, там остались, с точки зрения изысканных московских хипстеров, люди нелепые и дубоватые. Да что далеко ходить – мы сейчас имеем возможность наблюдать, что такое восстание регионов, в режиме реального времени на Украине. Зрелище крайне малоаппетитное.

Боюсь, что в РФ будет не лучше, да как бы и не хуже.

Однако только там, в провинции, есть надежда. Из Москвы История ушла. На московские клоунские марши внимания можно не обращать.

Такие вот у меня основания для оптимизма.

Прочитать оригинал поста Алексея Рощина с комментариями читателей его блога можно здесь.