Posted 13 марта 2015,, 05:21

Published 13 марта 2015,, 05:21

Modified 31 марта, 09:01

Updated 31 марта, 09:01

ДОВСЕ: битый небитого везет

13 марта 2015, 05:21
Алла Ярошинская
Выход России из Договора об обычных вооруженных силах в Европе вызвал бурную реакцию на Западе. Парадокс ситуации в том, что сами западные страны за 16 лет существования документа его так и не ратифицировали.

Новость о том, что Россия после многолетнего моратория на Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) вышла из него окончательно, потрясла западный мир. Заголосили-заистерили не только противники России извне, но и пророки в своем Отечестве. Показательно, что участников сводного хора в одночасье свалила политическая амнезия: никто не понимает (или не хочет понимать), что вообще собой представляет этот договор, каковы механизмы его действия и ответственности игроков за его выполнение (либо невыполнение).

Итак - что такое ДОВСЕ и с чем его едят? Как правило, путаница возникает из-за того, что существует, по сути, два договора. Главный, так сказать, - от 1990 года, подписанный на исходе СССР. Участниками его, с одной стороны, были страны Варшавского договора, с другой - государства НАТО. И второй, как его называют, адаптированный вариант ДОВСЕ, был подписан в 1999 году - с учетом новой геополитической архитектуры мира.

Суть первого договора времен позднего СССР заключалась в том, чтобы не допустить развертывания в приграничных блоковых странах мощных военных сил, которые могли быть задействованы в вооруженных конфликтах. ДОВСЕ ограничивал количество военных в регионе, регулировал их дислокацию, переброску. Для государств ОВД и НАТО были выделены общие квоты вооружений. Причем ограничений по вооружениям для отдельных стран не было — они устанавливались для каждого блока. Главным принципом и достоинством того договора стала транспарентность. Понятно, что в "советскую группу" в первоначальном ДОВСЕ входили Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Болгария, Румыния. Сегодня же они – члены НАТО.

В редакции ДОВСЕ от 1999 года пригранично-блоковые квоты и ограничения были заменены на национальные и территориальные квоты предельных вооружений. Адаптированный ДОВСЕ определяет, сколько обычных вооружений (самолетов, вертолетов, танков, бронетранспортеров и т.д.) может иметь национальная армия государства-подписанта договора, включая количество войск, которые при определенных обстоятельствах может ввести на ее территорию другая страна.

Тогда же были установлены пониженные уровни территориальных вооружений для Чехии, Словакии, Польши, Венгрии и принято решение не пересматривать их количество в сторону увеличения. То же было прописано и для Германии, Украины и Белоруссии. Страны НАТО, в свою очередь, обязались не размещать на территории своих новых членов существенные боевые силы, включая авиацию, на постоянной основе.

Россия тогда, видимо, из любви к демократии, возложила на себя еще и добровольные обязательства - сдерживаться в размещении сил в Калининградской и Псковской областях, вывести излишки вооружений из Грузии и Молдавии. Для Запада это был важный политический манифест. Замечу, что эти дополнительные декларации доброй воли не подлежали ратификации. Однако числились в одном пакете с обновленным Договором в качестве политических заявлений.

Участниками адаптированного ДОВСЕ стали 30 стран: Армения, Азербайджан, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Канада, Чехия, Дания, Франция, Грузия, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Италия, Казахстан, Люксембург, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Россия, Словакия, Испания, Турция, Украина, Великобритания, США.

Однако – внимание! – только Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан ратифицировали договор. Ни одна из подписавших документ западных стран за 16 лет его существования этого так и не сделала.

Что же получается? Россию критикуют (а особо усердные - шельмуют) за то, что она вышла из столь важного для безопасности договора, представители тех стран, которые в него даже не входили. Это так удобно, не правда ли?

Причиной для отказа от ратификации обновленного ДОВСЕ Запад всегда выставлял политические отношения России с Грузией и Молдавией, хотя никакого касательства к ДОВСЕ двусторонние отношения с этими странами не имели. При этом Россия вскоре после ратификации адаптированного Договора в присутствии наблюдателей ОБСЕ уничтожила и вывела сотни единиц вооружений и военной техники из Приднестровья и Грузии. Свои обязательства по новому ДОВСЕ Москва полностью выполнила еще в декабре 2002 года.

Всем, кто стремится объективно разобраться в ситуации вокруг этого Договора, становится ясно, что причина отказа западных стран от ратификации документа в другом: обновленный Договор встал бы на пути активного продвижения НАТО к границам России. Москву пытались и пытаются заставить играть в свои ворота.

Североатлантический альянс с самого начала систематически нарушал условия Договора, увеличивая военное присутствие на территории Восточной Европы, в непосредственной близости от российских границ.

За примерами далеко ходить не надо. Еще в 2006-2007 годах США, не стесняясь, разместили в Болгарии и Румынии технику, вооружения и по пять тысяч своих военнослужащих. И это не считается нарушением ДОВСЕ. "Загогулина" в том, что формально – так и есть, они ведь не ратифицировали договор. Собственно, именно поэтому он им и не нужен. А вот несколько сотен российских военнослужащих, охраняющих склады с боеприпасами в Приднестровье, не дают покоя Брюсселю.

Ряд новых членов НАТО - Словакия и прибалтийские страны - вообще не присоединились официально к ДОВСЕ, не говоря уже о ратификации. Хотя это было прямо предусмотрено в Договоре.

Российские пацифисты говорят: зря Россия в 2007-м наложила мораторий на Договор, а теперь и вовсе вышла из него. Мол, это вредит мирному процессу. А нератификация ДОВСЕ странами Запада, выходит, способствовала ему?

К мораторию и выходу из ДОВСЕ все эти годы упорно подталкивали Россию именно те, кто даже не думал его ратифицировать и исполнять. США – демонстративным выходом из жизненно важного Договора по ПРО и развертыванием своей глобальной системы противоракетной обороны в Европе, едва не на российском пороге; планируемым размещением военных баз на территориях Румынии и Болгарии; бомбежками Сербии и ее косовским расчленением.

Видимо, последней каплей стали заявления руководства НАТО о создании в прибалтийских странах бывшего СССР, а также в Польше, Румынии и Болгарии командных пунктов и сил быстрого реагирования, с увеличением их численности с 13 до 30 тысяч человек. А недавно американцы без лишней суеты перебросили в Ригу 120 единиц танков и бронемашин. Не секрет, что время от времени в Латвии происходит ротация американского военного контингента, который, судя по всему, останется там уже навсегда. И в того, кто скажет, что они нарушают ДОВСЕ, можно бросить камень: конгресс США не ратифицировал Договор, а Латвия даже не подписала его.

Зато если бы Россия не наложила мораторий и не вышла из ДОВСЕ, ей пришлось бы по-прежнему, в соответствии с Договором, отчитываться перед НАТО о перемещениях техники и военных на своей же собственной территории. А также – допускать к инспекциям российских военных частей делегации стран Североатлантического альянса.

При таком раскладе неудивительно, что генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг выразил глубокое сожаление и разочарование в связи с российским уходом. И никаких эмоций у него не возникло по поводу западных стран, 16 лет игнорирующих этот важный для безопасности Европы и мира договор. ДОВСЕ за это время стал для Запада удобным инструментом политического давления на Россию, тащившую при этом в одиночку на себе все обязательства по нему.

В Москве ответили всем разочарованным: если в Европе, наконец, созреют и будут готовы, то Россия примет участие в переговорах о новом соглашении по контролю над обычными вооружениями в Европе (КОВЕ). На паритетных, разумеется, началах. А не как в сказке про старый ДОВСЕ: битый небитого везет.

Алла Ярошинская