Posted 16 марта 2015,, 09:20

Published 16 марта 2015,, 09:20

Modified 31 марта, 08:59

Updated 31 марта, 08:59

Линии разлома государства Израиль

16 марта 2015, 09:20
Из России Израиль видится как монолитное государство, построенное на прочном национальном фундаменте. Однако в израильском обществе тоже есть внутренние противоречия, и некоторые из них схожи с российскими.

В Израиле 17 марта пройдут досрочные выборы — по их результатам страна должна получить новое правительство и, возможно, нового лидера. Напомним, 2 декабря 2014 года премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху отправил в отставку министра финансов Яира Лапида и министра юстиции Ципи Ливни, которые отказались поддержать законопроект «о национальном характере государства Израиль», лишавший арабский язык государственного статуса. По мнению министров, это угрожало демократическим устоям Израиля. В ответ Нетаньяху объявил о досрочных выборах, ссылаясь на то, что у правящей партии «Ликуд», лидером которой он является, недостаточно мандатов в парламенте, чтобы проводить эффективную политику.

В стране есть две политические силы, практически на равных соперничающие друг с другом: «Ликуд» и блок «Сионистский лагерь», который возглавляют Ицхак Герцог и Ципи Ливни.

«Ликуд» – классическая правая партия, выступающая за «правильный» капитализм. «Сионистский лагерь» – скорее левый, просоциалистический блок. Хотя его название может показаться националистическим, в самом Израиле оно такого оттенка не имеет. Сионизм – всего лишь идеология возвращения евреев на историческую родину и самоопределения еврейского народа. При этом немало людей в Израиле полагают, что политики, называющие себя «сионистским лагерем», намеренно дезориентируют простых граждан. Вот, например, что пишет израильский писатель и журналист Александр Шойхет: «Граждане бывшего СССР наверняка помнят, как по градам и весям нашей бывшей родины, особенно среди школьников, ходили шутки в виде вопросов: "Что такое сверхскорость, сверхвоображение, сверхсмелость и т. д.", - и такие же парадоксальные ответы. Так вот, на вопрос, что такое сверхнаглость, ответ был такой: "нагадить под дверью соседа, постучаться и попросить туалетной бумаги подтереться". Но, увы, российские хохмачи ошиблись. Наши израильские левые изобрели кое-что похлеще. А именно — они назвали политический блок "Авода" — "а-Тнуа" — "МЕРЕЦ" "Сионистским лагерем"! «Помилуйте, — воскликнет искушенный в политике израильский обыватель. — Какой же это сионистский лагерь?! Это же сборище леваков, готовое отдать арабскому врагу все, что тот ни пожелает! И как можно скорее!».

Интересно, что дальше следуют такие знакомые всем россиянам обвинения: «Как недавно выяснили активисты национальной организации "Им тирцу", все эти "борцы за права человека" вели свою подрывную деятельность против государства, получая огромные суммы денег в евро и долларах не только от европейских, но и от арабских спонсоров, финансирующих террористические организации, например, из Рамаллы. То есть мы имеем действия, подпадающие под статью "Измена родине". Пятая колонна! Правда, в Израиле так мало кто думает…

Из России Израиль видится как монолитное государство, построенное на прочном национальном фундаменте. Но в реальности Израиль имеет несколько внутренних линий разлома, весьма схожих с российскими.

Жесткий капитализм или социальное государство?

Это один из главных израильских вопросов. «Ликуд» выступает, скорее, за классический капитализм, при котором каждый отвечает за себя. «Сионистский лагерь» ратует за усиление ответственности государства перед гражданами. В Израиле очень дорогое жилье, и многие граждане не имеют возможности купить квартиру. Израильская медицина перестала справляться с наплывом пациентов, в приемных покоях больниц образуются огромные очереди – с этим тоже надо что-то делать. Пенсии, выплачиваемые инвалидам, недостаточны для жизни. Образование также оставляет желать лучшего – и с точки зрения оплаты учителей, и с точки зрения качества обучения. Именно на этих социальных проблемах строит свою предвыборную кампанию и программу «Сионистский лагерь». В частности, блок обещает отказаться от взимания платы за землю при покупке жилья и существенно расширить рынок дешевой долгосрочной аренды. Обещают левые и полное субсидирование детских садов, причем с одновременным увеличением персонала.

«Ликуд», конечно, не может противопоставить этому тезис «справляйтесь сами, как хотите», поэтому главный акцент делает на внешней политике и безопасности. Яркий пример – визит Нетаньяху в Вашингтон и выступление перед конгрессом в попытке сорвать подписание договоренностей между США и Ираном, урегулирующих вопрос об иранских ядерных исследованиях и разработках. По мнению многих в Израиле, ритуальное запугивание Ираном - всего лишь предвыборный ход, а культивирование образа Израиля как осажденной крепости только вредит поискам конструктивного решения главной израильской проблемы – арабской. В Израиле даже появилась циничная шутка: «Цель визита Нетаньяху в Вашингтон? – Плюс два мандата». Что касается внутренней политики «Ликуд», то здесь все строится на классической капиталистической модели: проблемы должны решаться через развитие конкуренции и снижение налогов. Впрочем, на практике Нетаньяху развивает смешанную, а не исключительно частно-капиталистическую экономику.

Что делать с Палестиной?

Легитимизация палестинского государства – еще один острый вопрос в повестке дня. Пока непонятно, в каких границах и на каких условиях признавать Палестину. Ведь наряду с территорией, управляемой ООП – палестинской администрацией, есть еще сектор Газа, контролируемый ХАМАСом. Кроме того, еврейское население Израиля смущает, что в итоге все равно останутся сотни тысяч арабов с израильским гражданством, которые не захотят выезжать во вновь образованное Палестинское государство. С учетом многочисленности их семей, еврейское государство может через некоторое время превратиться в арабское. Но выселять арабов по этническому принципу тоже невозможно. Спрашивается – как быть?

В палестинском вопросе блок «Сионистский лагерь», вопреки названию, в большей степени готов к компромиссам. Ицхак Герцог уже официально обещал возобновить переговоры о достижении взаимоприемлемых решений с палестинцами при поддержке Египта и Иордании. И арабское население, скорее всего, поддержит именно «Сионистский лагерь». За неделю до выборов руководство Палестинской автономии вообще заявило, что если Нетаньяху останется на своем посту, сотрудничество с Израилем по вопросам безопасности будет прекращено. А пока в автономии проходят облавы на экстремистов-исламистов (арестованы десятки человек), чтобы изолировать их на время выборов в Израиле. Палестинское руководство совершенно не заинтересовано в терактах, которые могут способствовать победе правых.

Европа или Азия?

В Израиле, как и в России, идет постоянная борьба азиатского и европейского менталитетов. Репатрианты из Европы – ашкеназы - как правило, имеют неплохое образование и высокую бытовую культуру. А вот репатрианты из стран Ближнего Востока и особенно из Северной Африки - сефарды — порой образованы и воспитаны не так хорошо. Притчей во языцех, например, стали марокканские евреи, отличающиеся весьма агрессивным поведением и бесцеремонными замашками. Совсем недавно в израильском обществе обсуждался инцидент в самолете, летевшем из Израиля в Болгарию: одна марокканская еврейка в хамской манере потребовала от стюарда принести шоколад, он отказался, тогда на него накинулись с оскорблениями родные и друзья дамы.

Высокие государственные посты в основном занимают ашкеназы. Сефарды зачастую чувствуют себя людьми второго сорта - даже те, кто вполне может претендовать и на первые роли. Исторически партии, из которых сложился «Сионистский лагерь», считаются скорее партиями ашкеназов, а «Ликуд» претендует на то, что защищает интересы сефардов.

Кто защитит израильских русских?

Интересы русскоязычных израильтян представляет партия «Наш дом Израиль». За последние годы она потеряла много голосов, в значительной степени из-за коррупционных скандалов. Лидер партии Авигдор Либерман, бывший министр иностранных дел Израиля, хорошо известный в России и сделавший немало для улучшения российско-израильских отношений, утверждает, что эти скандалы специально инспирированы.

Сейчас предвыборная кампания партии в значительной мере строится на попытках убедить русских израильтян в том, что в нынешних геополитических условиях им понадобится сильный защитник. Вот один из предвыборных плакатов НДИ на эту тему:

А вот комментарий Льва Солодкина с сайта «Мнения» по этому поводу: «На прошлой неделе началась официальная предвыборная кампания партии НДИ на русском языке. Тех, кто ожидал услышать важные вещи по вопросам безопасности, экономики, общественных проблем, ждало разочарование. Объявления партии демонстрируют несколько переведенных на русский язык цитат из комментариев, оставленных на израильских сайтах и содержащих расистские высказывания в адрес русскоязычного населения страны. Цитаты сопровождаются пояснениями НДИ, утверждающими, что на ближайших выборах "решается вопрос нашего права на эту страну". Эта предвыборная кампания полна запугиваний, подстрекательства и расизма, которое обижает меня и всех русскоязычных израильтян. Я тоже родился в СССР и репатриировался в годовалом возрасте. Мне, как и многим другим, не раз пришлось столкнуться с проявлениями расизма. Но, в отличие от Либермана, меня научили не плакаться и не винить во всем мое происхождение, а если кто-то нападает на меня из-за этого, я должен доказать ему, что я лучше. И тем самым заткнуть его. Но плакаться? Это никогда не было частью нашей русской ментальности».

Здесь надо пояснить, что в Израиле русскоязычные евреи воспринимаются просто как русские. И их обычаи, культурный уровень, взгляды, стремление поддерживать знание русского языка детьми нравятся отнюдь не всем. При этом русскоговорящие составляют около 20% населения страны, большинство из них переехали еще в 1990-е.

Интересно, что лицом избирательной компании НДИ стал Андрей Макаревич, на видео он появляется вместе с Авигдором Либерманом и поет «не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас». В общем, Макаревич - человек заслуженный и смелый, вот только Израиль все же не его дом.

Много шума наделало резкое заявление Либермана, что арабы, лояльные Израилю, должны обладать всеми правами израильтян, а вот врагам еврейского народа надо рубить головы. В эфире 9-го канала даже прозвучал комментарий одного из арабов: мол, Либерман - не настоящий еврей, он набрался экстремизма в России.

Вообще, «культурный вопрос» для Израиля всегда актуален. В свое время страна пережила волну жесткой борьбы идеологов-основателей государства против привнесения на землю предков культуры и обычаев стран исхода. Перед Второй мировой войной был период, когда предпринимались попытки противостоять влиянию немецкой культуры, сепарировавшей репатриантов из Германии. Потом был такой же настрой против привнесения в страну советских обычаев. Говорят, даже праздновать Новый год приходилось по-тихому, а за елкой ехать чуть ли не на конспиративный адрес. Сейчас этого нет. С Новым годом русскоязычных израильтян по русскоязычному каналу поздравили лидеры всех ведущих израильских партий, да и с 8 Марта тоже. Но противоречия между представителями разных общин все равно остались - временами они проявляются как в политике, так и в быту.

Чем отличаются выборы в Израиле и России?

Во-первых, в Израиле есть реальный выбор между политическими силами, предлагающими разные подходы. И совершенно не очевидно, какая из них победит 17 марта. По последним опросам, пока некоторое преимущество имеет «Сионистский лагерь».

Во-вторых, действующий премьер Нетаньяху подвергается жесткой критике, причем не только по серьезным поводам. Например, местные СМИ долго обсуждали «тему с бутылками». Дело в том, что премьер имеет специальный бюджет на покупку представительского алкоголя. И вот выяснилось, что жена Нетаньяху сдавала пустые бутылки из-под элитных напитков, «заработав» таким образом 4000 шекелей ($1000). Разразился скандал. Сара Нетаньяху спешно внесла эти деньги в бюджет, но все равно осталась мишенью для журналистов – «нечиста на руку». Представить себе подобное в России совершенно немыслимо.

В Израиле возможны массовые манифестации против действующей власти, которым никто не препятствует. В Тель-Авиве за неделю до выборов прошла демонстрация против четвертого срока Нетаньяху, в которой приняли участие 40 тысяч человек — это очень много для маленького Израиля.

Представители различных элит, в том числе силовики, тоже высказываются против действующей власти, не опасаясь неприятностей. Так, бывший глава всемогущей израильской разведки «Моссад» - Меир Даган - не только публично обвинил Нетаньяху в политических провалах, кризисе на рынке жилья и развале системы здравоохранения, но и дал ему весьма нелестную личностную характеристику – мол, тот не интересуется ничем, кроме личного политического выживания. Поддержал «Сионистский лагерь» и Шимон Перес – фигура для страны знаковая.

Израиль – совсем молодое государство, расположенное на неплодородных пустынных землях, маленькое, зажатое между недружелюбными соседями и имеющее значительную долю нелояльного арабского населения: из восьми миллионов евреи составляют шесть, арабы - чуть меньше двух. Здесь чуть не каждую неделю случаются теракты – то араб напал с ножом на пассажиров автобуса и порезал несколько человек, то прогремел взрыв в кафе или на остановке… Вот где могла бы прижиться тоталитарная модель. Но нет, израильтяне изо всех сил борются за демократию - и побеждают в этой борьбе.

Россия же занимает одну шестую часть суши, обладает несметными природными ресурсами, имеет долгую богатую историю, из которой давно бы пора сделать выводы… Однако она упорно склоняется к тоталитарно-бюрократической модели существования. Видимо, российские сорок лет хождения по пустыне еще не закончились.

Татьяна Чеснокова