Posted 17 марта 2015,, 15:50

Published 17 марта 2015,, 15:50

Modified 31 марта, 08:58

Updated 31 марта, 08:58

Особенности праведного кредита

17 марта 2015, 15:50
Александр Желенин
В России может возникнуть такое странное на первый взгляд явление, как «православный банкинг». Разговоры об этом ведутся уже давно, однако до недавнего времени ничего, кроме вежливых улыбок это словосочетание не вызывало.

В России может возникнуть такое странное на взгляд непосвященного явление, как «православный банкинг». Разговоры об этом ведутся уже давно, однако до недавнего времени у большинства граждан кроме вежливых улыбок это словосочетание не вызывало. Но сегодня, похоже, что от слов и общих рассуждений на эту тему у нас переходят к делу.

Газета «Коммерсантъ» сообщила, что российские банки получили письмо от Ассоциации региональных банков России, где содержится настоятельная просьба в сжатые сроки, до 17 марта, сформировать позицию относительно создания православной финансовой системы (ПФС). Ассоциация, конечно, организация общественная, но, во-первых, она объединяет 450 из 778 российских банков, насчитывавшихся на 1 февраля 2015 года. Во-вторых, запрос она сделала не по собственной инициативе, а по просьбе министерства финансов РФ.

К Минфину же, как уточняет «Коммерсантъ», в свою очередь, обратился Совет Федерации. О том, как «футболят» министры разнообразные инициативы парламентариев, хорошо известно. Однако тут нужно учесть, что сама верхняя палата нашего парламента стала развивать активность на этом направлении по той причине, что к ней с письмом обратилась рабочая группа по созданию ПФС.

Заседание инициативной группы, провозгласившей себя по его итогам «рабочей» группой по разработке концепции ПФС, состоялось еще 24 ноября 2014 года в Синодальном отделе по взаимодействию церкви и общества Московского Патриархата, возглавляемого протоиереем Всеволодом Чаплиным.

Но и это не конец веревочки. Сам Чаплин признает, что идея православного банкинга обсуждается уже 20 лет и, добавим от себя, могла бы обсуждаться еще столько же. Однако коль скоро в дело так решительно вмешался Минфин, можно сделать вывод, что отмашка была дана на самом верху российской властной вертикали.

Словосочетание «православный банкинг» для одних звучит чрезвычайно духовно и патриотично, для других немного нелепо, но, в любом случае, большинству не очень понятно, что это может означать на практике. Вряд ли потребительские кредиты, которыми опутаны сегодня, наверное, две трети взрослого населения России, в «православных» банках будут выдавать только тем, кто правильно перекрестится и прочтет «Отче наш»?

Чтобы было понятно, что это такое, заглянем на сайт рабочей группы по разработке ПФС. Там, в частности, вывешены семь принципов ведения дел российскими предпринимателями, выработанные в 1912 году. Первым, и надо полагать, главным, значится такой: «Уважай власть. Власть - необходимое условие для эффективного ведения дел».

Кто бы спорил? В России без власти шагу не ступить. В чем еще конкретика?

«Коммерсантъ», который публикует заметку на эту тему, поясняет, что за основу православного банкинга берется банкинг исламский. Из чего логически следует вывод, что для того, чтобы понять, что такое ПФС, нужно узнать, что такое «исламский банкинг». Существует мнение, что «исламский банкинг» беспроцентный. Однако специалист по исламским финансовым институтам Ренат Беккин в своей докторской диссертации это мнение опровергает. По его словам, «некоторые исследователи ошибочно ставят знак равенства между исламской и беспроцентной финансовыми системами. Однако это утверждение является серьезной методологической ошибкой». Существование беспроцентной финансовой системы, продолжает эксперт, «как правило, обусловлено неразвитостью финансового сектора. По мере его развития беспроцентный характер экономики исчезает».

Беккин также обращает внимание на еще одно примечательное совпадение с российской традицией, а именно на то, что «в мусульманских странах институты исламской экономики создаются при активной поддержке и иногда по инициативе правительства».

Еще одной особенностью «исламского банкинга» является так называемая «мурабаха». Чтобы было понятно, о чем речь: в исламе осуждается ссудный процент, поэтому исламские банки дают клиенту по преимуществу не денежный кредит под проценты, а кредитуют покупку им того или иного товара. Естественно, с соответствующей маржой. Причем покупатель оплачивает и стоимость товара и эту самую маржу (все сразу или частями с определенной периодичностью) наличными. То есть, банк оплачивает покупку по безналу, а клиент отдает ему живые деньги.

Впрочем, при ближайшем рассмотрении, становится очевидно, что такими операциями (естественно, не называя их мурабахой) занимаются все современные банки, работающие с населением - вне зависимости от религиозных предпочтений их владельцев.

Очевидно, что такая система сокращает оборот наличности, в какой-то мере сдерживая инфляцию, и поддерживает банки за счет населения. Несложно увидеть, что такая «православная мурабаха» в условиях нынешней России весьма пригодилась бы правительству и «государственным» банкирам. Главное, придумать ей какое-нибудь почвенническое наименование и под лозунгом борьбы с ссудным процентом прекратить уже выдавать кредиты населению наличными.

Итак, контуры православного банкинга начинают вырисовываться. Главное – преданность православного банкира власти. И будет ему лепота с государственным участием в капитале и наличными от населения за мурабаху, или как уж там ее назовут православные банкиры.

Чем еще отличается «исламский банкинг»? Такой автор как А. Абдула в журнале «Экономика и управление» указывает, в частности, на запрет на «намеренный риск, выходящий за пределы необходимого». В общем, тоже ничего специфически исламского.

О том, что банкам стоило бы ограничить финансирование излишне рисковых проектов, не так давно говорил, например, глава российского правительства Дмитрий Медведев.

Запрещается в «исламском банкинге» и финансирование «неправедных» видов бизнеса. Скажем, производства алкоголя и свинины. У нас, понятное дело эти запреты будут скорректированы с учетом российской специфики.

Вот и выходит, что если отжать религиозную воду, то в сухом остатке как исламский, так и православный банкинг сводятся к большей близости банкиров с государством, несколько более жесткой регламентации коммерческих сделок и некоторому сокращению денежной массы.

Александр Желенин