Posted 2 апреля 2015,, 08:04

Published 2 апреля 2015,, 08:04

Modified 31 марта, 08:43

Updated 31 марта, 08:43

Мы потеряли право благодарить деда за Победу

2 апреля 2015, 08:04
Сергей Лесков
Наша страна сама много раз переписывала историю и теперь убедилась, как легко это делают другие. Историю пишут те, кто доказал свою силу. Выходит, Россия сейчас признана слабой.

«Спасибо деду за Победу». Этим лозунгом расписаны многие российские машины. Но в этом году надписей стало меньше. Не думаю, что причина в том, что наши вкусы чудесным образом облагородились и крикливое выражение патриотических чувств стало казаться неуместным.

Дело, мне кажется, в другом. За последний год ситуация в мире изменилась кардинально, и наш славный дед вполне может обратиться к нашему поколению с укором: почему мы допустили такой сценарий, что теперь великая народная победа нуждается в защите и во многих странах подвергается ревизии и даже прилюдному унижению?

Все больше политиков подвергает открытой ревизии итоги Второй Мировой и преувеличивает роль стран, вклад которых в разгром гитлеровской Германии объективно не идет в сравнение с тем, что совершил и чем пожертвовал СССР. Польский министр, чиновник с университетским образованием, глумливо по отношению к советской армии выделяет украинцев. В прибалтийских странах, где формировались подразделения СС, которые до последнего, уже в отсутствие немцев, защищали Рейхстаг, гордо маршируют ветераны-нацисты. На Украине переписываются итоги войны и героями признаются те, кто ревностно служил фашистам и уничтожал мирное население. Во Франции празднуют юбилей высадки союзников под таким соусом, что именно «Оверлод» изменил ход Второй Мировой, хотя перед конференцией в Тегеране в 1943 году Черчилль говорил, что наступление советских армий скоро сделает Второй фронт излишним. В довершение парад Победы в Москве мировые лидеры обходят косяком, ставя нынешние политические распри выше вечной памяти жертв самой кровавой войны.

Мы сами много раз переписывали историю. И теперь убедились, как легко это делают другие. История окончательной не бывает и принадлежит тем, кто владеет настоящим. Историю пишут те, кто доказал свою силу. Выходит, Россия признана оппонентами слабой. Историю можно изменить так, чтобы место России стало второстепенным. Можно не обращать внимания на наши праведные протесты и штамповать фальшивые научные труды и учебники. Это реальность, и в этой реальности виноваты мы сами.

Россия признана слабой в то самое время, когда мы упоенно, как мантру, повторяли, что Россия поднимается с колен. Мы оценивали себя совсем не так, как видели нас наши партнеры и оппоненты. Думаю, болевая точка, корень наших бед – чрезмерная зависимость от прошлого и пренебрежение будущим. 70 лет мы считали, что главное событие нашей истории – военная победа. То есть центр российского мироздания, где таится точка сборки и конденсации народа, лежит в прошлом. Это роковой выбор, который лишает общество цели для движения вперед и развития.

Нет, я отнюдь не призываю к тому, чтобы стать манкуртами. Любовь к отеческим гробам и к родному пепелищу – дело святое. Но вместе с уважением к истории и ради памяти павших необходимо иметь проект будущего. Более того, настоящее уважение к истории состоит в извлечении из нее уроков, чтобы добиться успеха, стать сильным и не позволить оппонентам переписывать историю.

Если народ вечно живет с вывернутой назад головой, он неизбежно упадет в яму. Для нас эта яма оказалась сырьевой, могла подвернуться другая. Да, локальные победы случались, но мы не закрепились на высоких рубежах. Прорыв в космос и Гагарин остаются предметом национальной гордости, но уже полвека мы не создаем новых ракет, топчемся на месте и проектов смелых экспедиций не имеем. Технологическое отставание России чудовищно, в ключевых отраслях до 90% систем и механизмов приходит к нам из-за рубежа. Громкие разговоры о модернизации, экономике знаний, инновациях не дали ощутимых плодов. Прижатые к стенке санкциями мы объявили курс на импортозамещение, но в действительности ничего не делаем и как манны небесной ждем, когда подорожает нефть-кормилица.

Увлеченность историей в ущерб планированию будущего нас погубит. Россию не назовешь цивилизацией развития, это континент традиционалистского уклада и консервативных устоев. О прошлом мы ведем нескончаемые споры, и самыми громкими событиями становятся те, что обращены во времени назад. Мы упоенно ведем диспуты об исторических символах (Мавзолей, звезды на Кремле, советский гимн, великодержавный герб), занимаемся перезахоронением останков деятелей русской истории, бесконечно уточняем историю Древней Руси, а теперь еще и Новороссии с Малороссией, ищем корни православия в Крыму и укрепляем духовные скрепы и осуждаем попрание основ.

В истории России были периоды, когда страна была устремлена в будущее. Только бурное развитие делает государство сильным. Охранительные тенденции, как случилось с опричниной при Иване Грозном, изматывают государство. Последний пример развития - эпоха индустриализации, что сделало возможным космический и атомный проекты. Доказательством того, что сегодня государство не располагает проектом будущего, является разгром Академии наук, финансирование которой под сладкие речи об уважении к науке продолжает снижаться.

Мотоцикл устойчив только в движении. В ХХ столетии жизнь стала динамичной, она основана на преобразовании мира, приобретении знаний и создании новых технологий. Добродетель человека прошлого состояла в патриархальности, добродетель современного человека – в креативности. Показательно, что у нас это слово стало почти ругательством.

Мы похожи на гребца, который сидит в лодке спиной вперед, ничего не видит и все время садится на мель, проклиная тех, кто пользуется двигателем и может смотреть вперед.

И, в итоге, мы потеряли право благодарить деда за Победу.

Сергей Лесков