Posted 13 апреля 2015,, 09:36

Published 13 апреля 2015,, 09:36

Modified 31 января, 03:49

Updated 31 января, 03:49

Братья-режиссеры зовут Россию в феодализм

13 апреля 2015, 09:36
Сергей Лесков
Проект сети фаст-фуда Сергея Михалкова и Андрея Кончаловского провозглашает высокие истины, но противоречит стратегическим интересам страны, препятствует ее развитию, перекрывает кислород экономике и малому бизнесу.

Знаменитые режиссеры Никита Михалков и Андрей Кончаловский вышли на президента России с просьбой выделить им 1 миллиард рублей для создания отечественной сети быстрого питания. Сюжет описан в деталях, но, как мне кажется, не было попытки разглядеть последствия смелой затеи.

Братья объявили священную войну «Макдональдсу», который обосновался в России, хотя не замечен в верности нашим скрепам. Война ведется на бюджетные деньги, поэтому просьба законна. Война все спишет, не нужны бизнес-планы, никто не будет морочить голову с возвратом кредита. Война мобилизует добровольцев, и режиссеры, ничего не понимая в сетевом бизнесе, встали под ружье.

Конкуренцию они воспринимают в качестве художественного образа и не опускаются до изучения противника. Сила «Макдональдса» отнюдь не в заморских рецептах. «Макдональдс» - это замечательная инновация. Стоп! Может ли в принципе возникнуть инновация в столь земном деле, как общественное питание, это ведь не ракета и не компьютер?

В том-то и беда, что мы путаем изобретение и инновацию. Инновации – это превращение знаний в деньги. Это поиск практической идеи и создание выгодного продукта. Инновации важны во всех областях - в технике, в управлении, в образовании, в здравоохранении. Хуже всего мы усваиваем управленческие инновации, что подтверждается слабостью нашего менеджмента на всех уровнях.

В США существует культ инноваций, и на эту тему высказывались многие знаменитости. Например, Билл Гейтс: «Еще никогда в истории инновации не обещали так много, так многим и так быстро». Или Стив Джобс: «Вводя инновации, ты неизбежно допускаешь ошибки. Надо быстро признать их и направить усилия на новые инновации».

В чем же ноу-хау «Макдональдса»? Ресторанов быстрого питания в каждой стране великое множество, но ни один по популярности с ним не сравнится. А ведь гамбургеры, чизбургеры и картошку-фри нельзя назвать деликатесом. Притягательность - в организации обслуживания. Об этом авторы патриотичной идеи даже не заикаются. Не видят разницы между одним тематическим рестораном и сетью ресторанов.

Создатели гамбургеров братья Макдональды не имели ровным счетом никакого отношения к созданию империи «Макдональдс». Эту империю построил Рей Крок, бывший джазовый пианист, продавец бумажных стаканчиков и миксеров для коктейлей. Все предприятия Рея Крока неизменно прогорали, он был типичный неудачник и мог повторить судьбу отца, который умер от разрыва сердца во время Великой депрессии.

К моменту знакомства с братьями Макдональдами Кроку стукнуло 52 года, у него был артрит и диабет, у него вырезали желчный пузырь и часть щитовидной железы. Но он продолжал верить в будущее. В ресторане братьев Макдональдов, на который коммивояжер набрел в захолустном калифорнийском городке, его привлекли отнюдь не яства, а оригинальный сервис. Покупатель стоял у стойки, изучал скромное меню, получал заказ в дешевой одноразовой упаковке, сразу расплачивался, сам выбрасывал мусор. Процесс был быстрым, качество еды с конвейера - гарантированным. Цены на обед были вдвое ниже, чем в соседних фаст-фудах.

Рей Крок сообразил, что целевая аудитория «Макдональдса» - деловые люди, которые находятся в вечной спешке. Гурманы, эстеты и любители здорового питания должны обходить ресторан стороной. Америка отнюдь не процветала, но Крок решил в очередной раз рискнуть. Ни один банк не давал кредит в 15 тысяч долларов на покупку лицензии у Макдональдов. Тогда он заложил свой дом. В соседних городах стали появляться первые рестораны будущей всемирной сети. Деньги потекли тонким ручейком, но инертные братья не давали развернуться.

«Зачем называть ресторан нашим именем, если это имя в другом городе ничего не говорит?» – удивлялись они. За 2,7 миллиона долларов Рей Крок выкупил право на использование имени. Братья Макдональды получили отступные и навсегда вылетели из бизнеса. В 1960 году Крок имел прибыль всего в 77 тысяч долларов, а долгов – на 5,5 миллионов. После этого он прожил еще четверть века и заработал 600 миллионов долларов.

К Рею Кроку валили оптимисты-неудачники, которые хотели начать новое дело и не боялись работать. Он придумал «Университет гамбурологии», где всех желающих учили, как правильно организовать питание в ресторане «Макдональдс». Единый стандарт во всем – от количества и расстановки касс до размеров картофеля. Крок разрешал строить следующий ресторан только в том случае, если хозяин доказывал, что соблюдает стандарты. Про Рея Крока говорили, что он заселил Америку миллионерами, настолько прибыльной оказалась его инновация.

Но это не вся правда. Империя «Макдональдс» никогда не достигла бы такого размаха, если бы занималась только фаст-фудом. Скрытым капиталом Рея Крока стала запутанная и хитроумная схема сдачи в аренду земельных участков, на которых стояли рестораны. Участки со временем переходили в полную собственность Крока. Это тоже инновация – в финансовой области. Доверие к империи «Макдональдс» достигло такого высокого уровня, что кредиты ей стали выдавать даже консервативные университеты, в том числе Принстонский. Земельная собственность – самый твердый фундамент фаст-фуда. До сей поры лучшие университеты США получают твердый доход от продажи неблагородных гамбургеров.

Став миллионером, неудачник Крок насладился вниманием прекрасного пола и сменил трех жен, каждая из которых была моложе предыдущей. В истории братьев Макдональдов можно увидеть множество аналогий с проектом братьев-режиссеров, но нельзя обнаружить ни одной параллели.

Свою недвижимость закладывать наши инноваторы не намерены, риска для благоденствия не видно, это для них хобби, а не решающая ставка. И кредит искать не нужно, а о возврате можно не беспокоиться. Братья-режиссеры ищут покровительства, а честной и открытой конкуренции - избегают.

Проект Михалкова и Кончаловского провозглашает высокие истины, но по своей сути противоречит стратегическим интересам России, препятствует ее развитию, перекрывает кислород экономике и малому бизнесу. Это только говорится так – «малый», но в развитых странах он дает 60% ВВП и в значительной мере обеспечивает развитие инноваций и создание новых технологий. В России малый бизнес занимает скромное место – 20% ВВП. Во многом по этой причине наша технологическая зависимость от Запада углубляется и уже угрожает национальной безопасности.

Под прикрытием благородных мотивов братья-режиссеры льют воду на мельницу тех, кто загоняет Россию в кризис и препятствует созданию современной экономики. Для малого и среднего бизнеса это печальный урок. Стало ясно, что главный капитал предпринимателя – близость к сюзерену.

На дворе феодализм.

Сергей Лесков