Posted 14 апреля 2015,, 14:05

Published 14 апреля 2015,, 14:05

Modified 31 марта, 08:32

Updated 31 марта, 08:32

Мистер Путин и леди Гага

14 апреля 2015, 14:05
Дмитрий Травин
При взгляде на первую десятку списка самых влиятельных людей мира, составленного журналом Time, поражает то, в какой компании оказался президент России. Казалось бы, радоваться надо за победу соотечественника. Однако что-то здесь смущает.

Британский журнал Time в понедельник официально опубликовал результаты опроса читателей, на основе которого он составляет ежегодный рейтинг ста самых влиятельных людей мира. Первую строчку занял президент России Владимир Путин. Казалось бы, радоваться надо за нашего великого соотечественника. Однако что-то здесь смущает.

При взгляде на список первой десятки самых влиятельных персон поражает то, в какой чудной компании оказался наш Владимир Владимирович. Настоящий цветник. На втором месте расположилась корейская певица Ли Че Рин, а далее – ее очаровательные коллеги, представляющие все разнообразие попсы: леди Гага, Рианна, Тейлор Свифт и чуть ниже Бейонсе. Здесь же Эмма Уотсон, прославившаяся в «Гарри Поттере». Правда, самого Поттера почему-то в списке нет, однако отсутствие столь влиятельной (и, можно даже сказать, магической) персоны более-менее уравновешивается присутствием Далай-ламы и папы Римского. В общем, Путину по праву есть чем гордиться.

По разнообразию репертуара Владимир Владимирович, правда, пока сильно отстает от ведущих представителей попсы - в его исполнении мы слышали только песню «С чего начинается Родина». Зато в плане применения магических заклинаний для победы добра над злом он давно уже опередил как Эмму Уотсон, так и духовных лидеров мировых конфессий. С помощью словосочетания «мочить в сортире» уже пятнадцать лет магическим образом отправляются в «места не столь отдаленные» коварные волшебники. Те, которые похищают чеченские горы, кировские леса, башкирскую нефть, а также поля, нивы, воды и многочисленное имущество министерства обороны.

Список журнала Time можно было бы счесть, наверное, просто курьезом. Но обращают на себя внимание два важных момента.

Момент первый: герои списка в определенном смысле и впрямь люди, наиболее влиятельные. Они, конечно, не принимают политические и экономические решения, воздействующие на судьбы мира, однако влияют на сознание своих фанатов значительно больше, нежели Обама, Олланд или Меркель.

У современных президентов и канцлеров, собственно говоря, вообще фанатов нет. Их выбирают на высокие посты для проведения соответствующих действий, а не потому, что видят в них кумиров, которым хочется подражать. Если честно, какая-то часть избирателей все же творит себе кумиров из политиков даже в демократических странах с наиболее высокой гражданской культурой, но подобный подход, скорее, выглядит исключением, нежели правилом.

А вот поп-звезда способна зачастую влиять на образ жизни миллионов своих фанатов, стремящихся одеваться, как она, петь, как она, читать те же самые книги и ездить на те же самые курорты. Американский политик Обама может ввести против России санкции, но не может вести за собой миллионы, а барбадосская певица Рианна санкциями не занимается, зато водит толпу поклонников, как гамельнский дудочник.

Момент второй: в плане воздействия на сознание людей и на реальную жизнь современного мира Путин все больше становится похож не на Меркель, а на леди Гагу. Хотя начинал президент России свою политическую карьеру именно как политик, стремившийся принимать решения, а не как поп-звезда, ведущая за собой толпу поклонников в неизвестном направлении.

В следующие пятнадцать лет пребывания у власти Путину будет все труднее влиять на какие-то важные процессы с помощью своих решений. Во-первых, при экономике, находящейся в состоянии стагнации, ресурсов для таких решений у него станет не хватать. А во-вторых, он так много решений принял в первые пятнадцать лет, что сегодня со всех сторон скован прошлыми обязательствами. Все имеющиеся у страны ресурсы придется использовать на затыкание старых дыр. Надо кормить пенсионеров, содержать Крым, обеспечивать госзаказами «Уралвагонзавод» и сохранять преференции для многочисленных сподвижников, идущих стройными рядами за национальным лидером.

Политическое будущее Путина определяется сегодня не тем, какие он примет решения, а тем, как поведет за собой миллионы поклонников. Президент не спасет нашу экономику от стагнации, не вернет былой рост реальных доходов населения и не повлияет на политику мировых лидеров в отношении Сирии, Ирана, или КНДР. Для всего этого у него нет ни достаточных ресурсов, ни достаточной власти. Однако он может еще довольно долго оставаться национальным лидером в застойной стране, граждане которой регулярно проделывают разнообразные гимнастические упражнения по подъему с колен, надуванию щек, демонстрации мускулов и сотрясению воздуха грозными речами о возможности превращения противника в радиоактивную пыль.

Чтобы оставаться таким лидером, Путину нужно принимать как можно меньше экономических решений (от них все равно пользы особой не будет) и как можно больше заниматься именно тем, что делают поп-звезды для поддержания своей популярности. Надо продавать миллионы футболок со своими портретами. Надо разучивать новые песни, а также, желательно, танцы и все прочее, что способно удерживать интерес скучающей публики к своему кумиру. Надо поражать телезрителя и читателя газет разного рода неожиданными поворотами, новыми крылатыми выражениями и всякими оригинальными альянсами – например, с байкерами или с тигрятами.

Особенность нынешнего положения Путина состоит в том, что он должен будет использовать, скорее, тот инструментарий поддержания интереса к своей персоне, который имеется распоряжении уж прошедших пик карьеры звезд, а не тот, который применяют персоны, находящиеся на подъеме. Возраст, к сожалению, никого из нас не щадит. В том числе тех, кто строит свою карьеру на моложавости, спортивном настрое и демонстрации бешеной энергии в сочетании с обнаженным торсом.

Со временем Путину придется реже появляться на телеэкране, поскольку президент-2020 будет лишь проигрывать при воспоминаниях о президенте-2000. Но имиджмейкеры будут компенсировать это присутствием на футболках и прочей многочисленной атрибутике, где не трудно и в семьдесят лет оставаться именно таким, каким тебя запомнили фанаты в момент наивысшего расцвета. Появятся фильмы о Путине (все чаще художественные, причем с молодыми артистами), легенды о Путине (все чаще совсем неправдоподобные, зато интригующие), компьютерные игры, в которых Путин один справляется с целой бандой международных террористов.

Художник Никос Сафронов напишет картину «Путин беседует с Махатмой Ганди». Историк Вячеслав Никонов поведает, как дедушка – Вячеслав Михайлович Молотов – передал ему слова Сталина, произнесенные в узком кругу 7 октября 1952 года: «Путин родился. Теперь я спокоен. Можно и в Мавзолей» (и впрямь умер меньше, чем через полгода!). А в архиве семьи Михалковых обнаружится листок с последним шедевром гимнотворца Сергея Владимировича: «Нас вырастил Сталин на верность народу, // На труд и на подвиги нас вдохновил. // А Путин возжег в стране пламя свободы, // И факелом этим нам путь озарил!»

Мистер Путин, бесспорно, весьма влиятельный человек в смысле влияния на умы. Читатели журнала Time, сами того не понимая, точно определили его место впереди леди Гаги и прочих кумиров 2015 года. Лет через пятнадцать про эту странную «леди» все совершенно позабудут. Рианна перестанет носить короткие юбки, открывающие публике самую ценную часть ее таланта. Далай-лама в очередной раз перевоплотится. А Путин по-прежнему будет глядеть с футболок на каждом углу. То под слоганом «Самый вежливый из людей», то под крылатой фразой «Хватит сопли жевать».

Дмитрий Травин, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге