Posted 14 апреля 2015,, 16:41

Published 14 апреля 2015,, 16:41

Modified 31 января, 03:51

Updated 31 января, 03:51

Соль и спички вместо попкорна

14 апреля 2015, 16:41
Александр Желенин
Пока недоброжелатели России занимают места, чтобы наблюдать ее крах, нам впору запасаться товарами первой необходимости. Уж слишком сильно ощущение, что клубок проблем, накопившихся в стране, возникнет желание разрубить одним махом.

Что такое укрепившийся в последнее время рубль на фоне цены нефти $55-58 за баррель? Это еще большее ухудшение ситуации для российских экспортеров, а значит, еще меньше денег в российском бюджете. Отчасти, это, правда, небольшая передышка для тех, кто, например, платит ипотеку в валюте. Однако в такие игры в РФ играют единицы.

Для абсолютного же большинства населения России ситуация со стабилизацией рубля при низких ценах на нефть означает постепенное вползание в личный финансовый коллапс.

Просто напоминаю (коротка человеческая память!), что в конце 2013 года технократы из российского правительства говорили, что при падении цены нефти ниже $90 госбюджет затрещит. Потом, когда цены на нефть и газ покатились вниз, те же технократы стали уверять, что «запредельный предел», когда уже все, швах, это $60 за баррель.

Что мы имеем сейчас? Уже много месяцев РФ живет при цене на нефть $55-58. Страна, вроде, пока не обанкротилась. Но! Заморожены все инвестиционные проекты, идут массовые сокращения мыслимых и немыслимых бюджетных расходов. Граждане теряют работу или трудятся без зарплаты (как на строительстве космодрома Восточный, например), влезают в безнадежные долги к банкам. Сами банки попадают в не менее тяжелую зависимость от Центробанка, ресурсы которого быстро тают, а также к тем зарубежным банкам, которые еще дают им кредиты, но под уже гораздо более серьезные проценты, чем до введения санкций.

Зарплаты российских бюджетников, социальные пособия (а это десятки миллионов человек) сокращаются не только фактически, вследствие роста цен, но и номинально. Во внебюджетной сфере зарплаты в значительной части не индексируются уже много лет, а значит, тоже реально падают, причем, последний год обвальным образом.

И вот на этом бодрящем фоне надвигающегося коллапса выясняется, что государству нечем платить по своим долгам. Первый замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко заявила, что ее ведомству в текущем году придется вновь вносить изменения в закон о бюджете, предусмотрев увеличение расходов на обслуживание внутреннего долга на 23-26 млрд руб. (примерно $500 млн по текущему курсу), так как полностью выполнить программу внутренних займов, скорее всего, не удастся.

«У нас сейчас в целом заимствования (внутренние) около триллиона. 200 миллиардов рублей — это связанные (заимствования). Получается 800. Заняли мы за первый квартал где-то 98 (миллиардов рублей). Получается, нам до конца года надо 700 занять, что вообще вряд ли», — цитируют замминистра РИА «Новости».

Вспоминаем, что никто также не освобождал правительство от обязательств по «развитию» почти полностью дотационного Крыма и помощи разрушенной части Донбасса, контролируемой самопровозглашенными народными республиками. При этом в двери «русского мира» энергично стучится Греция с ее долгами в размере $568 млрд, которая тоже очень рассчитывает, что Кремль возьмет ее под свое крыло.

В общем, пока недоброжелатели России закупают очередную порцию попкорна в ожидании эффектного финала российской экономики, нам впору запасаться крупой, спичками и солью. Уж очень велико опасение, что гордиев узел накопившихся проблем власть может попытаться разрубить путем эскалации конфликта, причем не только в Донбассе, но и в других регионах мира (снятие эмбарго на поставки Ирану комплексов С-300 тому наглядный пример). Ведь все мы чуть ли не с детства хорошо знаем поговорку «война все спишет».

Александр Желенин