Posted 16 апреля 2015,, 21:10

Published 16 апреля 2015,, 21:10

Modified 31 марта, 08:29

Updated 31 марта, 08:29

О проклятом Голливуде и дон кихоте Мединском

16 апреля 2015, 21:10
Министерство культуры России отозвало киноленту "Номер 44" с проката, объяснив это тем, что исторические факты в картине искажены и в преддверии 70-летия Победы такой фильм выпускать недопустимо.

Министерство культуры России отозвало киноленту "Номер 44" с проката, объяснив это тем, что исторические факты в картине искажены и в преддверии 70-летия Победы такой фильм выпускать недопустимо. Голливудский триллер сняли с проката во всех странах СНГ.

Поскольку посмотреть фильм сейчас невозможно, затруднительно и согласиться с версией Минкульта об искажении фактов в нем. Минкульт ссылается на мнение неких экспертов. Точно так же Роскомнадзор в свое время ссылался на мнение как бы независимых экспертов, пытаясь закрыть «Росбалт». Верховный суд потом, очевидно, эти мнения не оценил. Но голливудский фильм «Номер 44» едва ли дойдет до рассмотрения в Верховном суде.

Однако дело даже не в том, что Голливуд оказался в России менее защищенным, чем относительно небольшое частное информагентство. А дело в том, что Голливуд по своим канонам в данном случае ничего не нарушил. Насколько можно судить по отзывам кинокритиков, видевших спорную картину, экспертов Минкульта (чуть не написал – Роскомнадзора, свят-свят) ошарашили кадры, на которых изображено, как герои-солдаты Красной армии перед тем, как поднять Красное знамя Победы над Рейхстагом, избавляются от большого количества трофейных часов на теле перед фотосъемкой. Повторяю, так можно было понять из комментариев кинокритиков, видевших картину.

Но, простите, а что в этом такого порочащего Победу? Известно, что во всех войнах солдаты собирают трофеи. Часы – ликвидный товар, который можно продать или обменять на еду, это естественный выбор. Кто-то считает, что советские солдаты были ангелами и трофейные часы с мертвых немцев не снимали, вроде как брезговали? Сомнительно. Средний уровень образования в то время был невысок, о таких высоких материях, как мораль, вряд ли кто в действующей армии особенно задумывался, тем более в рядовом составе. Мы помним, например, песню Высоцкого про «страну Лимонию, сплошную Чемоданию», а также про архивные данные о том, как военачальники вроде Жукова гнали домой из Германии целые эшелоны с присвоенным трофейным имуществом. Просто в начале 1990-х годов, когда об этом не боялись писать в прессе и документальных книгах, не было министра культуры Мединского, который бы оскорбился такой исторической правдой и все запретил.

Ну да бог с ним, с Мединским, сейчас в чиновничестве топ-уровня вообще принято проявлять чуткость к «исторической правде». Ибо кругом фашисты и их пособники, вылезшие в одночасье, как тот черт из табакерки. Закроем даже глаза на естественное, природное свойство человека к собирательству, в том числе трофейных немецких часов. Остановимся на Голливуде, попавшем под подозрение товарища Мединского.

Как известно, пристрастность заключается в том, что ее носитель не объективен к конкретному объекту. Необъективность носителя ко всему вокруг уже не может являться пристрастностью, а скорее должна расцениваться как принципиальность в оценках и, в общем-то, простите за тавтологию, объективность. Так вот я вам легко докажу, что Голливуд предельно объективен, буквально на двух известных многим киноманам примерах.

Две совсем свежие голливудские картины с прекрасными актерами про войну, более того, про ту же самую Вторую мировую. Русских там нет, в центре историй – американцы. Первая (по времени выхода) - минисериал «Тихий океан» про войну на островах с японцами (можно посмотреть на «Амедиатеке», не сочтите за рекламу). В этом фильме американские морпехи неоднократно выдирают у мертвых или (что еще страшнее) умирающих «узкоглазых» изо рта золотые коронки клещами. Этот фильм, спродюссированный Томом Хэнксом, не запрещен в США как картина, искажающая исторические факты.

Второй пример – фильм прошлого года «Ярость» с Бредом Питтом в главной роли. Там американские танкисты в 1944 году после высадки союзников в Нормандии с невыносимой легкостью бытия насиловали немецких женщин и убивали пленных, вопреки всем тогдашним мировым правилам войны. Этот фильм не был запрещен в США как очерняющий американского солдата и подрывающий устои. Возможно потому, что показывал правду, пусть и нелицеприятную для неких идеалистов, полагающих, что войну можно делать в белых перчатках.

Вот, собственно, и все, дальше сами выводы делайте, кто какие факты искажает и как с этим бороться.

Николай Ульянов