Posted 18 апреля 2015,, 21:01

Published 18 апреля 2015,, 21:01

Modified 31 марта, 08:28

Updated 31 марта, 08:28

Киев без Бузины

18 апреля 2015, 21:01
Еще год назад в одном из политических ток-шоу Олесь Бузина предвосхитил, по сути, свое убийство, отвечая своим российским критикам, что они остаются в Москве, а он возвращается в Киев, где его ждут оппоненты, хотят его смерти, что он рискует жизнью и вполне может быть убит.

Есть такая украинская пословица «На городі бузина, а в Києві – дядько» («На огороде бузина, а в Киеве – дядька»). Знакомые украинские журналисты в разгар «странной» войны на Украине препарировали ее так: «На городі дядько, а в Києві – Бузина». Слово «Бузина» писали с заглавной – имея в виду фамилию оппозицонного политика и журналиста. И вот – Бузины в Киеве больше нет. Остался один «дядько». Видимо, коллективный.

С Олесем Бузиной я лично знакома не была, однако мой старинный друг украинский журналист Яков Зайко, который унесся революционным ветром перемен во время прошлогоднего Майдана, когда-то рассказывал мне об изысках Бузины в шевченкознавстве. Олесь, по его словам, раскопав малоизвестные факты, написал крамольную книгу про украинское «все» с говорящим названием «Вурдалак Тарас Шевченко». Его, Якова, это очень занимало.

У меня не было возможности (а может, и желания) прочесть это спорное творение, выставившее поэта в неприглядном бытовом свете и вызвавшее бурю негодования у националистически настроенной части украинских представителей культуры. Тогда стоящие на страже правильной интерпретации национальных ценностей и святынь жестоко наказали Бузину («на кого руку поднял!») – били по голове с участием боксера. Закончилось не так, как с российским Михаилом Бекетовым, журналистом и защитником Химкинского леса, которого оппоненты воспитывали подобными методами и который стал инвалидом на всю жизнь. И умер им. Олесь, получив сотрясение мозга и перелом носа, все же не превратился в инвалида и не умер к всеобщей радости атаковавших. Хотя, по мнению его коллег, вполне мог быть убитым уже тогда.

Бузина продолжил гнуть свою линию – он не был согласен с Майданом, называл его переворотом, обвиняя в развале Украины, а власть – незаконной. Но больше всего вызывало ненависть у его оппонентов (убийц, выходит, теперь) его участие в российских программах по украинским проблемам. Я не один раз видела его выступления на «соловьевских» и других политических шоу. (Вот уж циничное слово – «шоу» - применительно для братоубийственных войн.) Да, Бузина не был на стороне нынешней киевской власти. Однако Бузина не был безоговорочно и на стороне московских политологов, писателей, кинорежиссеров и депутатов, оправдывающих каждый шаг Кремля.

Он не стеснялся перебивать московских «придворных» журналистов и политиков, поясняя, в чем они ошибаются относительно российской политики на Украине. У него была своя позиция и свое видение российско-украинских отношений. Таким людям всегда трудно – ими недовольны и те, и другие. Но так как Бузина был гражданином Украины, а в Москву приезжал в роли политолога, находящегося в гуще киевских событий, то, естественно, весь гнев на его голову лился от местных «патриотов». Еще год назад в одном из политических ток-шоу он предвосхитил, по сути, свое убийство, отвечая российским его критикам, что они остаются в Москве, а он возвращается в Киев, где его ждут оппоненты, хотят его смерти, что он рискует жизнью и вполне может быть убит.

Как-то не верилось тогда. Думала – преувеличивает. И вот - он убит.

Реакция на это жертвоприношение то ли богам «странной» войны, то ли дьяволам национализма и нетерпимости не поражает мое воображение. Ничего иного от них и не ожидалось. Слишком хорошо известны все пыльные постулаты новых хозяев украинской жизни, вытащенные из старых схронов.

Особенно циничной оказалась посмертная «эпитафия» Бузине от экзальтированной бывшей правоверной коммунистки, а теперь запредельной националистки Ирины Фарион из всеукраинской партии «Свобода», бывшего депутата Верховной рады. В воспитательно-познавательных целях позволю себе «это» процитировать: «Убито дегенерата Бузину. Возможно, эта наглая смерть хотя бы как-то нейтрализует болото, разлитое тем подонком. Таких не убеждают. Такие приходят в мир, чтобы мы очищались от ментального налета и творили духовную вертикаль. Такие идут в канализацию истории. Их фамилии со временем деантропонимизируются. Хотя в этом случае эта деантропонимизация была с самого начала. Бузина – чертово порождение. Морок ему и забвение».

Саморазоблачился в социальных сетях и депутат Верховной рады Олег Ляшко: «Еще один поэт погиб - изжога доконала. Регионально-ватнический флешмоб продолжается. Это насколько ублюдочно нужно жить, чтобы даже их смерть не вызывала ни капли сочувствия…».

И эти люди - а подобных высказываний политиков и облеченных властью, как говорят на Украине, хоть «греблю гати» (хоть отбавляй) - сегодня на вершине большой политики. От слова «вершить». Вершители судеб многомиллионного народа в центре Европы. Комментарии, как говорится, излишни.

Главная версия цинично-показательного убийства несогласного лежит в украинских СМИ на поверхности. Конечно, его убил Путин. Ну, не сам лично, разумеется, но по поручению. Об этом непрозрачно намекают даже некоторые из советников-помощников Петра Порошенко.

Есть и вторая версия, которая, впрочем, тоже относится украинским истеблишментом на счет «хитрых» разработок российской ФСБ. На ней стоит остановиться отдельно.

Впервые после череды смертей неугодных политических оппозиционеров объявилась некая организация, которая публично взяла на себя ответственность не только за убийство Бузины, но и за все предыдущие смерти оппонентов. Как сообщил депутатский «Оппозиционный блок», на адрес его электронной почты поступило заявление за подписью «Украинская повстанческая армия». В нем сказано: «Мы берем на себя ответственность за уничтожение антиукраинской сволочи: Чечетова, Пеклушенко, Мельника, Калашникова, Бузины. Эти атентаты были предупреждением антинародному режиму олигархов-предателей, и что мы не шутили, когда говорили: «Или люстрация, или - ликвидация!»

В общем-то, на этом внимание прессы и политиков к заявлению новоявленных украинских мстителей заканчивается. Хотя дальше текст изобилует не менее интересными откровениями, которые могут как-то пролить свет на настроения тех, кто его готовил и отправлял. Даже если они являются болванчиками в руках искусных манипуляторов. Народные мстители обещают: «Мы разворачиваем безжалостную борьбу с антиукраинским режимом предателей и московских холуев и с этого времени будем разговаривать с ними только языком оружия вплоть до их полного уничтожения».

А дальше в заявлении идет список людей, которые «объявляются государственными преступниками и будут безжалостно уничтожаться вместе с их семьями». В него попали «все высшие государственные руководители, которые в нарушение законов Украины не ввели военного положения, не объявили положение войны с Россией и не разорвали с оккупантом дипломатически-торговых отношений». Видимо, речь идет о Порошенко, Яценюке, Гройсмане и других официальных лицах.

В заявлении тучи сгущаются также и над теми, кто «принимал участие в подписании, ратификации и исполнении т.н. «Минских соглашений» с оккупантом, а также – виновными в добровольной сдачи украинских территорий врагу». Известно, что «сдавал» территории (Крым) бывший и.о. президента и бывший спикер Верховной рады Александр Турчинов (в одном флаконе) и военачальники. Этих «предателей», судя по намерениям заявителей, тоже ожидает смерть.

Дальше по списку из восьми групп политиков и руководителей страны, которых неуловимая банда грозится уничтожить, идут все должностные лица, «защищающие экономические интересы оккупанта в Украине», «ведущие бизнес с оккупантом», «вражеские агитаторы, пропагандирующие антиукраинство, сепаратизм, сдачу оккупанту украинских территорий и толерантность к врагу», «виноватые в соучастии по придушению Майдана», «учинившие массовый грабеж украинского народа и виновные в серьезных коррупционных действиях» и т.д.

В заключение «мстители» заявляют: «Мы даем 72 часа лицам, которые провинились в антиукраинской и антинародной деятельности, начиная с 00.00. 18 марта (здесь у «повстанцев» опечаточка вышла – все же письмо появилось 18 апреля, после убийства Бузины – А.Я.), чтобы они раз и навсегда оставили границы Украины. По окончанию указанного времени мы развернем уже массовое уничтожение врагов Украины по всем направлениям».

В заявлении есть интересная деталь, которую авторы приводят для того, чтобы никто не сомневался, что предыдущие убийства дело их рук: «В подтверждение того, что именно наши бойцы провели эти атентанты, приводим факт, неизвестный общественности: Калашников был ликвидирован оружием калибром 7.65х17 и 9х18, сам он также успел сделать выстрел со своего оружия».

Президент Украины Петр Порошенко, давая указание разобраться с убийствами Калашникова и Бузины, высказался в том духе, что эти провокации выгодны врагам Украины. Ну, а кто враг Украины, сегодня знают даже и в украинских детсадах. Так что направление спецслужбам указано. Хотя, полагаю, если Порошенко лидер всего государства, а не части его населения, то следовало бы начать с соболезнований родным и близким оппонентов. Как это принято в той Европе, куда стремится украинская власть и куда, как заявлял наследник настоящей УПА и новоиспеченный сотрудник Министерства обороны Украины Дмитрий Ярош, националистам вовсе не надо.

И в этом контексте очень важна мысль, высказанная в социальных сетях Алексеем Газубеем, коллегой расстрелянного, киевским журналистом: «Печалит большое количество удовлетворенных убийством Бузины. Вот ждали-ждали, и наконец-то им достойную жертву вынесли. Вы же… тройку месяцев назад вопили в ФБ – «Я – Шарли». В Европе это подразумевало, что «Шарли» имеет свое право на мысли, как бы они кому ни были неприятны и даже оскорбляли. И за это нельзя убивать. А «Шарли» должно иметь право рисовать карикатуры на Пророка и Папу Римского. И такое же право имел Бузина на свои мысли, право на их выражение. Что же имеем на выходе? Кто-то получил право на расправу, а часть людей упивается этим. Сдается мне, не демократия это вовсе».

Вот и я так думаю, хотя я вовсе не «Шарли». Как говорил Андрей Сахаров, «с мыслью можно бороться только мыслью».

Алла Ярошинская