Posted 22 апреля 2015,, 08:30

Published 22 апреля 2015,, 08:30

Modified 31 марта, 08:25

Updated 31 марта, 08:25

Спасет ли Россию новый культ?

22 апреля 2015, 08:30
Александр Желенин
Поэты и художники черпают в истории вдохновение, ученые (настоящие, а не те, что обслуга начальства) — пытаются найти истину. Власть ищет в ней оправдание ошибок, причем не прошлых, а нынешних.

Однако за фасадом этого образцово-показательного единства почти сразу же начинали появляться зримые признаки народного скептицизма и недоверия. Особенно усиливавшегося в такие, например, моменты, когда генсек награждал себя высшим полководческим орденом “Победа” или получал Ленинскую премию за “Малую землю” - написанную его помощниками книгу воспоминаний о войне (которую срочно ввели в школьную программу по литературе).

До поры недовольство этим либо не замечалось свыше, либо подавалось как исключение в железобетонном единстве советского народа. Или, на худой конец, объяснялось тлетворным влиянием Запада. Однако хватило всего нескольких лет после ухода из жизни того же Брежнева, чтобы стало ясно то, насколько непрочным оказался фасад этого показного единства, основанного на эксплуатации народной памяти о героях и жертвах войны. Ни помпезный культ, ни десятки тысяч памятников и мемориалов, ни сотни фильмов и книг (нередко действительно очень хороших), не спасли от разрушения Советский Союз.

Сегодня ситуация во многом напоминает ту, в которой оказалось брежневское руководство в 1965 году, с той только разницей, что дела идут гораздо хуже. В российской экономике сегодня не просто сокращение темпов роста, а серьезный спад. И это при том, что советский бюджет лишь на 10% зависел от мировых цен на энергоносители, а бюджет нынешней России - почти на 60%.

С идеологией и того хуже. Начальство усиленно синтезирует монархизм и коммунизм, но исключительно на уровне внешней символики: ни в первый, ни во второй оно возвращаться не собирается. Больше того, оно декларирует (и подтверждает эти декларации на практике), верность взятому четверть века назад курсу в либеральный, то есть, почти никакими социальными обязательствами не ограниченный капитализм.

Яркое подтверждение верности этим идеям мы увидели совсем недавно во время очередного телеобщения Владимира Путина с народом. Очень показателен в этом отношении был диалог президента с его другом, бывшим министром финансов РФ Алексеем Кудриным. Отвечая на критику экс-министра, Путин изложил все тот же, не меняющийся со времен Егора Гайдара джентльменский набор неолиберала: «...рецепты известны: нам нужно создавать лучшие условия для работы бизнеса, нам нужно создавать лучшие условия для частных инвестиций, нам нужно совершенствовать свою кредитно-денежную политику...».

То есть, в экономической политике ничего не меняется — ее инструменты и цели остаются прежними. Государство - лишь монетаристский регулятор условий для развития частного бизнеса, а его идеология, предназначенная для черни — фантасмагорическая эклектика монархизма, коммунизма и православия.

Все перечисленное было бы очень слабой базой для нового «единения партии и народа», однако ряд событий: революционное свержение прежней власти на Украине, присоединение Крыма к России, шовинистический угар, раскрученный российскими властями по этому поводу, очень удачно легли на 70-летие Победы, актуализировав возрождение старого доброго культа.

Но проблема в том, что нынешняя власть делает из советской истории ошибочные выводы. Даже во времена Брежнева «идеология войны» была эффективной лишь внешне. Та легкость, с которой рухнул СССР после Брежнева, объясняется, в том числе, и тем, что эта идеология была искусственной - раны Великой войны за 20 послевоенных лет уже в значительной степени зарубцевались — мертвых оплакали, похоронили, кого-то помнили, кого-то забыли. К тому времени родилось и выросло новое поколение, многие представители которого обзавестись своими детьми — внуками тех, кто воевал. Советские люди тогда уже давно жили новыми делами и заботами. За послевоенные 20 лет они успели сделать многое из того, что уже в значительной степени вытеснило из их памяти войну: начали осваивать Сибирь, целину и космос, копнули глубины сталинского прошлого, начали массовое жилищное строительство, а с ним и обустройство своей личной жизни.

Что уж говорить о нынешнем времени? Тех, кто воевал, даже если приплюсовать к ним малых детей, выживших в блокаде Ленинграда и детей - узников нацистских лагерей, по данным Росстата на апрель 2015 года осталось всего около 525 тысяч. Слов нет, они заслужили право на спокойную и благополучную старость. Однако тем чиновникам в высоких кабинетах, кто сейчас эксплуатирует военную тему в своих интересах, стоило бы не забывать, что возрождение сегодня брежневского культа памяти о войне экономику от разрушения не спасет и власть удержать не поможет.

Александр Желенин

Перейти на страницу автора