Posted 30 апреля 2015,, 15:54

Published 30 апреля 2015,, 15:54

Modified 31 марта, 08:17

Updated 31 марта, 08:17

Повод для солидарности трудящихся

30 апреля 2015, 15:54
Александр Желенин
Те, кто себя причисляют к левым, 1 мая продолжают выходить на улицы под формально классовыми лозунгами борьбы за права рабочих. Однако вопрос о том, кого они на самом деле защищают, остается открытым.

Первого мая, как известно, - День международной солидарности трудящихся в борьбе за свои права. Исторически этот «красный день календаря» ведет свою родословную от расстрела полицией демонстрации чикагских рабочих 4 мая 1886 года. В СССР эта дата со временем приобрела ритуальные черты. Советские труженики должны были солидаризоваться с трудящимися других стран, в которых они никогда не бывали, но ни в коем случае не друг с другом, так как их взаимоотношения с работодателями априори считались раз и навсегда урегулированными.

В современной России этот день мудро решили интегрировать в общий праздничный календарь, поставив в один ряд с Пасхой, Рождеством и Днем Победы и заретушировав его пролетарское содержание невинно-классовым названием «День весны и труда».

Впрочем, левые или, скорее, те, кто больше по традиции, чем по существу, себя к ним причисляют, продолжают выходить под формально классовыми лозунгами «защиты трудящихся». Однако вопрос о том, кого они на самом деле сегодня защищают, остается открытым.

О предстоящей акции официальных профсоюзов говорить не хочется ввиду ее стопроцентной предсказуемости и официозности. Она вновь, как и все последние годы, будет дублировать советские первомайские демонстрации - с поправкой на то, что «единство партии и народа» будет демонстрироваться не на фоне КПСС, а на фоне нынешней «партии власти». Вернее, сразу двух: «Единой России» и Общероссийского народного фронта (ОНФ).

Позиции «левых», в общем, тоже заранее известны. Естественно, что одним из ключевых вопросов будет отношение к вооруженному конфликту на Украине. Поскольку, как ни крути, это затрагивает трудящихся самым непосредственным образом, и тем, кто пытается говорить от их имени, невозможно этот вопрос игнорировать. Впрочем, никто таких попыток и не предпринимает. Все российские (и не только российские) левые давно по этому вопросу определились.

КПРФ свою позицию в очередной раз отразила в партийных первомайских призывах. Один из них, например, звучит так: «Раздавим бандеровскую гадину!». Конечно, для начала возникает вопрос: где давить-то собираются? На Украине? То есть, Коммунистическая партия Российской Федерации выступает за вмешательство своего правительства в дела страны, где, нравится это кому-то или нет, Степан Бандера и его соратники объявлены национальными героями.

При этом не очень понятно, как этот призыв соотносится с другими лозунгами. Например, таким: «Мир! Труд! Май!», или таким: «Коммунисты всех стран, боритесь за мир!», или таким: «Знамя мира – знамя социализма!».

Или вот тоже хороший лозунг КПРФ: «Заветам Ленина верны!». Точно верны? Ничего не перепутали? А к «завету», изложенному Лениным в работе «К вопросу о национальностях или об автономизации» тоже? «Необходимо отличать национализм нации угнетающей и национализм нации угнетенной, национализм боль­шой нации и национализм нации маленькой. По отношению ко второму национализму почти всегда в исторической практике мы, националы большой нации, оказываемся виноватыми в бесконечном количестве наси­лия, и даже больше того — незаметно для себя совершаем бесконечное количество на­силий и оскорблений, — стоит только припомнить мои волжские воспоминания о том, как у нас третируют инородцев, как поляка не называют иначе, как «полячишкой», как татарина не высмеивают иначе, как «князь», украинца иначе, как «хохол», - писал Ленин.

Еще такой, например лозунг: «Социализму – Да! Нацизму – Нет!». Поддерживаю! Только давайте уточним, что подразумевается под словами «социализм» и «нацизм». Недавнее выступление КПРФ в авангарде ксенофобских антмигрантских настроений в московском районе Царицыно, где коммунисты составили петицию к мэру Москвы с призывом вывести за пределы столицы располагающийся здесь один из двух, на весь 12-миллионный город, миграционных центров, это социализм? Или это такая «дружба народов»?

Или вот еще лозунг: «Русский народ не будет стоять на коленях!». Не уточняется, правда, перед кем он не будет стоять, но можно догадаться, что перед коварным Западом. Который, конечно, спит и видит русский народ на коленях... Ну, хорошо, допустим и это. Русский народ на коленях стоять не будет. А остальные 120 народов, населяющих РФ, видимо, падут ниц? Именно это из контекста этого лозунга и следует.

Но вернемся к украинскому вопросу, который сегодня радикально разделил левые силы. Если обобщить, то системные и часть несистемных «левых» сегодня заняли по нему позицию поддержки своего правительства, которое в ленинской трактовке нельзя назвать иначе как «империалистическим». Ильич, если кто из левых не в курсе, подразумевал под «империализмом», в первую очередь, экономическую составляющую. В своей хрестоматийной работе «Империализм как высшая стадия капитализма», он, между прочим, писал, что «если бы необходимо было дать как можно более короткое определение империализма, то следовало бы сказать, что империализм есть монополистическая стадия капитализма».

Сравним монополизм в нынешних России и Украине хотя бы на одном примере. Недавно поинтересовался развитием издательского дела в обеих странах. Выяснилось, что в 143-миллионной РФ около 900 издательств, а в 43-миллионной Украине - 5500. И это даже не считая того факта, что львиная доля книжного рынка в России контролируется лишь парой крупнейших компаний. Что-то подсказывает, что если мы начнем разбирать ситуацию с монополизмом в других отраслях российской и украинской экономик, то и в них окажется, что в Украине капитал гораздо более распылен. А если конкуренция выше, то монополизма меньше.

Другой важнейшей чертой, отличающей империализм от простого капитализма, согласно Ленину, выступает вывоз денег за рубеж. Сегодня в РФ этот процесс называется «оттоком капитала» и по этому поводу заламывает руки не один патриотично настроенный экономист, и с озабоченным видом кивает президент. Однако если не заниматься популистской демагогией, то вывоз капитала является неотъемлемой чертой всех развитых современных экономик. Просто сравним. Если в России в 2013 году он составил 1,6 % ВВП, то в Швеции - около 6 %, в Германии - 7,5%, в Швейцарии - 9,6%, в Голландии и Норвегии - более 10% ВВП. А у таких богатейших «нефтегазовых» экономик, как Бруней и Кувейт, как отмечал не так давно исполнительный директор МВФ от России Алексей Можин в интервью «Российской газете», он доходит до 40 процентов ВВП.

Что характерно, Украину по этому принципиальному показателю к империалистическим странам также отнести нельзя. Она, как, например, Киргизия и Белоруссия, капитал не экспортирует, а импортирует.

Таким образом, если есть желание быть верным «заветам Ленина», то нынешние призывы к противостоянию России и Украины надо расценивать как борьбу империалистического государства и обычной среднеразвитой капиталистической страны. И в этом столкновении большинство «левых» выбирают сторону первого, что очень ярко иллюстрирует их «левизну».

Впрочем, не все нынешние левые выступают с таких позиций. Есть и еще одна «левая» антивоенная платформа, которая с большой долей вероятности тоже будет озвучена на первомайских митингах в Москве. Исторически она восходит к 1915 году, когда под воздействием Первой мировой войны часть тогдашних социалистов-интернационалистов во главе с Лениным на международной конференции в швейцарской деревне Циммервальд выдвинула тезис преступности идущей войны, виновности в ней всех крупнейших держав, развязавших ее, и «превращения империалистической войны в войну гражданскую».

Российским левым, если они действительно выражают интересы трудящихся, а не своего правящего класса, если они не хотят ухудшения экономического положения россиян и украинцев из-за войны, гибели тысяч людей за интересы крупного капитала, следовало бы потребовать добиваться прекращения конфликта, прежде всего, от своего правительства. Именно в этом и проявилась бы их международная рабочая солидарность.

Александр Желенин