Posted 30 апреля 2015,, 20:28

Published 30 апреля 2015,, 20:28

Modified 31 января, 04:09

Updated 31 января, 04:09

Беды с прогрессами

30 апреля 2015, 20:28
Очень символично. Ведь мы – антипрогрессисты. Мы – традиционалисты, консерваторы. Мы против развития. Против того, чтобы делать жизнь (и конечно, в первую очередь – себя) лучше. Нам и так хорошо.

Как-то символично это получилось. Один наш рукотворный "Прогресс" вместо того, чтобы лететь к цели, летит вниз. А в это время Минюст, не сильно заморачиваясь с объяснениями, закрывает Партию Прогресса.

Очень символично. Ведь мы – антипрогрессисты. Мы – традиционалисты, консерваторы. Мы против развития. Против того, чтобы делать жизнь (и конечно, в первую очередь – себя) лучше. Нам и так хорошо. А лучшее – враг хорошего. Мы смотрим назад, и не в состоянии повернуть голову вперед. Такая вот судорога сковала нам шею. Надолго ли? Думаю – не слишком надолго. Но сейчас это так.

Чем это чревато для страны, хорошо известно – проигрышем в соревновании, в котором участвуют все страны. И в котором проигравший не просто сходит с дистанции, но прекращается вовсе, исчезает из истории.

В этом смысле наш крестовый поход против Запада обречен. Воюющий "против" имеет шансы на успех, когда у него за душой есть "за". И это его "за" лучше, чем то, против чего он воюет. Но это не наш случай. Достаточно посмотреть в глаза наших вояк, чтобы понять – за их душами хорошего много меньше, чем за душами их врагов. Пустые, озлобленные, бездумные (если не считать светящегося у некоторых лукавства) глаза. Это даже не те глаза, о которых писал Венечка Ерофеев – глаза, которые никого не продадут и ничего не купят. Те не были злыми. А эти злые. И вполне готовые продавать.

Крестовый же поход того, на ком креста нет, удачным не бывает. Даже если он весь обвешается крестами. Исторические прецеденты известны – через десять дней как раз юбилей одного такого несостоявшегося крестового похода.

Но я пишу всё это не для того, чтобы в очередной раз поговорить о веревке в доме повешенного, а точнее – повесившегося. Вопрос ведь стоит как – совсем нет в нашем мертвеце жизни или всё-таки есть? Пациент скорее мертв или скорее жив? И – как его вернуть к жизни, если это вообще возможно?

Так ли уж в самом деле у нас нет ничего за душой? Или – всё-таки что-то есть?

Вопрос не простой. Мы видим вокруг себя множество мертвых душ – душ, остановившихся в своем развитии и остановившихся надолго. И этот ступор – явление социальное, массовое. Именно с ним связана стремительное падение качества культурного производста: пир бездарности. Как в "Спящей красавице" – души как бы заснули. Кого, когда и как удастся разбудить? Для оптимистичных ответов на эти вопросы оснований не видно.

Но зато видно, что летаргия накрыла всё-таки не всё общество. Прежде всего – не всех в одинаковой степени. Есть, конечно, и спящие беспробудным сном. Но это даже не большинство. В большинстве жизнь всё-таки теплится, нет-нет да и проявляет себя. И, конечно, есть и те, кто просто бодрствует. Хотя, не стоит самообольщаться – их не очень много. Но ведь бодрствующих мало всегда: для человека вообще свойственно полусонное существование. Об этом много сказано в мудрых книжках, включая и евангелия.

В этом наша надежда – мы всё еще хотим лучшего, лучшей жизни. Даже те, кто мечтают обрести ее, восстановив нравы многовековой давности. Мечты такие от скудости воображения, способного придумывать новое, только приукрашивая старое, да еще – от незнания истории, незнания того, каким малопривлекательным это прошлое было в реальности.

Кроме того мы, как и очень многие, а может быть, и большинство живущих сегодня людей, не удовлетворены теми формами общественной жизни, которые человечество, даже в самой своей прогрессивной части сумело изобрести и воплотить в жизнь. Даже когда эти формы лучше всех других известных форм, включая и формы нашей собственной жизни.

Это недовольство становится протестом, но протестом слепым, не видящим реальной альтернативы и потому озлобленным. Протестом, который стремится разрушать, а не создавать. Потому что ЧТО создавать он не знает и не может знать.

Что со всем этим делать?

Работать. Пытаться вычленить, очистить тот позитив, который есть в наших душах, и превратить его в программу жизни.

Ведь в реальности это не такие уж зубодробительные вопросы – что такое прогресс, что такое лучше и хуже, чем современная западная жизнь лучше других известных истории способов жить, чем она не хороша, и каким должен быть следующий шаг прогресса.

Ключевое слово для ответа на каждый из этих вопросов – "развитие". Развитие человека, то есть души, психики человека и, как следствие, развитие всего остального – технологии, науки, производства и т.д.. История, исторический прогресс делает человека все более совершенным в том смысле, что его сознание становится все более сложным. Это поступательный и необратимый процесс, как бы ни хотелось обратного (и обратно) любителям простоты.

Мы переживаем сегодня момент, когда мир переходит от неосознаваемого развития к развитию осознанному. И поэтому следующим в длинном ряду общественных укладов будет общество сознательного развития.

Каким оно будет – этого, конечно, пока не знает никто. Человечество ищет. Но что-то про это общество ясно уже и сегодня. Например – что оно не будет обществом неограниченного потребления. Обжорство вредно для здоровья. Любое. Что объем общественных полномочий будет определяться уровнем развития. А какими именно полномочиями будет наделен человек – характером его развития. Известно и то, что общественное устройство не будет смоделировано в лаборатории с тем, чтобы в дальнейшем быть внедряемым в жизнь. Нет, оно будет постепенно выращиваться из тех общественных форм, которые есть уже сегодня.

И, конечно, известно, что для того, чтобы трава будущего начала расти свободно, нужно убрать асфальт, положенный теми, кого такой рост пугает. И пугает не без причины.

Прочитать оригинал поста Александра Зеличенко можно на сайте "Эхо Москвы".