Posted 25 мая 2015,, 15:52

Published 25 мая 2015,, 15:52

Modified 31 марта, 07:57

Updated 31 марта, 07:57

Вздохи и всхлипы

25 мая 2015, 15:52
Чтобы просвещать людей, мало говорить о пороках системы. Это необходимо, но не достаточно. Необходима программа альтернативы. И вот с этим у нас дело обстоит скверно.

Общая тональность интернета стала сугубо эмоциональной не только в том секторе, где она иной и не может быть – там, где возможны только эмоции, причем – только определенного рода, но она стала не менее эмоциональной и в том секторе, от которого можно было бы ожидать мысли. Вселенский вздох, переходящий в плач – безнадега всё это, и вообще время накрываться белой простыней и двигаться по направлению к кладбищу.

Вообще говоря, у похоронного этого настроения есть свои причины. Гайки закручены, антимайдан безумствует, хранители русских традиций ратуют за многоженство… Впрочем, последнее логично – средневековье значит средневековье. И побивание камнями за супружескую неверность, и четвертование – всё это очень созвучно состоянию их душ. Конечно, пока дело не доходит до них самих. Но они надеются, что не дойдет. И возможно, они правы – наказание их будет другим…

Но о них говорить неинтересно: их сделка с дьяволом уже состоялась, и расторгнуть ее удастся лишь единицам. Интересно говорить о нас. О том, что делать нам.

Наиболее популярный ответ на этот вопрос – плакать. Или как минимум – вздыхать.

Занятие не вполне бессмысленное. Помимо того, что оно приносит облегчение самому плакальщику, люди вокруг могут заинтересоваться причинами его печали, а некоторые – так и просто заразиться настроением.

Вариант второй – просто тихо сесть на берегу. И ждать. Пока труп врага проплывет.

И это вариант не бессмысленный, так как труп обязательно проплывет. Куда же ему деться? Проблема только в том, что врагом здесь является не Вася Пупкин, а государство. И его гибель может нарушить медитативное созерцание сидящего на берегу.

Вариант третий – активной политической борьбы. Но это вариант сознательного самопожертвования без надежды достижения того результата, на который направлена любая политическая борьба, то есть получения власти.

Само понятие «политическая борьба» даже не исчезло из нашего обихода, а скорее уж не успело появиться. В 90-х годах политические силы – кроме одной – сформироваться не успели. А затем им уже и не давала формироваться та единственная политическая сила, которая выросла в девяностых. Политическая сила ЖиВ, оправдывая обе составные части своего названия, позаботилась о вытаптывании политической поляны. Сегодня – уничтожая даже подобие политичекой жизни.

Нельзя сказать, что активная борьба бессмысленна вовсе – дело прочно, когда под ним струится кровь: одна растоптанная властью жизнь рождает десятки новых борцов. Но тут есть свой негатив – кровь, пролитая властью, пробуждает жажду крови и у народных заступников, а это чревато океанами крови, пролитой в конечном итоге чуть ли не бессмысленно. Мы в России через всё это недавно прошли. И хотя мы любим наступать на одни и те же грабли по нескольку раз, но всё же стараемся не делать этого сознательно.

Что остается? Остается одно, и самое эффективное. Просвещение тех, кого можно просветить.

Это не призыв «идти в народ». Повторяю – кого можно просветить. А это сегодня отнюдь не весь народ. Впрочем, это никогда не весь народ. Но это – значительная часть народа. Не берусь оценивать количественно, но это десятки процентов. Вполне достаточно, чтобы изменить коллективную жизнь к лучшему.

Но здесь вот какое дело. Чтобы просвещать кого бы то ни было, мало говорить о пороках системы. Это необходимо, конечно, но никак не достаточно. Необходима программа альтернативы. И вот с этим у нас дело обстоит скверно. Сквернее не придумаешь.

Альтернатива в виде российской Швейцарии с трудолюбивыми фермерами, неспешно просыпающимися в 5 утра и неспешно, попивая в перерывах пивко, работающими до 9 вечера, пересаживаясь то с сенокосилки на грузовичок, то с грузовичка на сенокосилку, хотя и приятна для глаза, но выглядит совершенно нереалистичной. Ну, не работают так наши мужики! И не ездят наши премьеры на метро. И правильно делают. Потому что в метро нашем их просто кто-нибудь убьет. Безотносительно к их личностным качествам. Пример Александра Второго оставил память надолго.

Так что с российской Швейцарией ничего не получается. А ничего другого, что можно было бы предложить обществу, у нас за душой нет. Правда, нет ничего за душой и у политических оппонентов – их попытки обратить время вспять просто смешны. Но от их идейной нищеты мы богаче не делаемся. А значит, и не делаемся сильнее ни в идеологической борьбе, ни в политической.

Вот здесь-то собака и зарыта. Главное наше дело сегодня – это создание программы нормальной (в смысле – хорошей, а не как всегда) жизни общества. Дело это непростое. Но, не сделав его, мы так и останемся с арсеналом методов политической борьбы, состоящих из вздохов, всхлипов и взвизгов.

Прочитать оригинал поста Александра Зеличенко можно на сайте "Эхо Москвы".