Posted 30 июня 2015,, 14:05

Published 30 июня 2015,, 14:05

Modified 31 марта, 07:25

Updated 31 марта, 07:25

Пропаганда дороже углеводородов

30 июня 2015, 14:05
Иван Преображенский
«Сложная международная обстановка» и «Россия в кольце фронтов» - эти формулы оправдывают любые расходы на государственные СМИ. Однако на Западе, где пытаются найти противовес «голосу Москвы», мало кто может понять эту логику.

Финансирование российских государственных телеканалов, урезанное из-за кризиса в начале года, будет восстановлено в полном объеме. Россияне должны получать «полную информацию», говорят власти РФ. В Евросоюзе уже уверены, что речь идет об очередном усилении «кремлевской пропаганды».

Россиян и тех, кто смотрит за рубежом российские телеканалы (а таких немало, особенно на постсоветском пространстве, например, в Литве до 10% населения) ждет резкий рост сообщений о «зарубежной жизни». Госдума еще до конца весенней сессии внесет поправки в госбюджет, которые восстановят в полном объеме финансирование двух главных государственных телевизионных холдингов: ВГТРК и «Первого телеканала». Сумма дополнительного финансирования – около 7 млрд рублей, то есть, приблизительно те самые 10%, которые были в начале года секвестированы из-за экономического кризиса (в целом 2015 году на «поддержку СМИ» было запланировано более 72 млрд рублей).

Чтобы было с чем сопоставить масштабы, можно напомнить, что именно столько, около 7 млрд рублей, просят у государства для поддержки своего производства «на плаву» все российские нефтехимические предприятия в целом. Однако правительство пока готово дать им лишь 4-5 млрд рублей.

Зато для государственной пропагандисткой машины денег по-прежнему не жалко. Официальная мотивировка проста и бесхитростна. Никто даже не стал объяснять, почему в начале года можно было урезать бюджет, а теперь его опять надо наращивать. «Сложная международная обстановка» и «Россия в кольце фронтов» - эти две формулы позволяют оправдать любые расходы. «Обострение международного политического кризиса привело к необходимости существенного увеличения информационного вещания отечественных телеканалов», - так глава комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин объясняет необходимость принятия поправок. Речь идет, в первую очередь, о содержании корпунктов российских СМИ за границей, утверждает депутат. По его словам, «сограждане должны иметь возможность получать объективную картину происходящего не только в нашей стране, но и в мире».

Говорится об этом так, как будто россияне и без помощи своих избранников в парламенте не знают о том, что Евросоюз вот-вот распадется, США пытаются захватить весь мир, мировое правительство строит заговоры против нашей страны, пришельцы с планеты Нибиру хотят высадиться прямо в Кремле, геи всего мира угрожают мирной жизни российской семьи, а вооруженные до зубов неонацисты толпятся на границах России.

Однако российским пропагандистским СМИ средств явно не хватает. На ВГТРК и «Первом канале» в 2015 году действительно начались кадровые сокращения. Как раз на те же самые 10%. Увольнения, как известно, были и в информационном агентстве ТАСС, и даже в холдинге «Ньюсмедиа», куда входят газета «Известия», а также телеканал и информагентство «Лайфньюс».

В Европе все эти новости ожидаемо воспринимают как сигнал о неминуемом дальнейшем усилении «кремлевской пропаганды». Для противодействия ей внутри ЕС уже составили первый приблизительный план на девяти страницах. На днях в Брюсселе его презентовала верховный комиссар ЕС по внешней политике и политике безопасности Федерика Могерини. Правда, реальная «контрпропагандистская» деятельность начнется только осенью, когда заработает таинственная экспертная группа, сформированная из европейских журналистов и аналитиков, занимающихся российской политикой и СМИ.

Однако, как отметил на встрече со студентами и преподавателями Карлова университета в Праге британский медиа-эксперт Петр Померанцев, евробюрократия вряд ли сможет организовать что-то толковое и работающее. По его словам, главная проблема в том, что Запад не может взглянуть на мир глазами российской пропаганды и российского правящего класса. Эксперт считает, что российская элита действительно ощущает себя находящейся внутри крепости, со всех сторон атакованной врагами, а основа всех ее аналитических выкладок – конспирология, в которой главная роль принадлежит США, стремящимся ограничить или разрушить Россию.

Именно поэтому, как говорит Померанцев, кремлевская пропаганда работает по принципу «на войне все средства хороши», даже не пытаясь изображать какое-то подобие объективности. Вот только на Западе это далеко не все понимают, пытаясь найти понятную для себя логику в пропагандистской войне, которую ведет Кремль.

Иван Преображенский