Posted 7 июля 2015,, 16:26

Published 7 июля 2015,, 16:26

Modified 31 марта, 07:18

Updated 31 марта, 07:18

Тупики армянского протеста

7 июля 2015, 16:26
Александр Желенин
Социальное, а по сути, чисто экономическое выступление граждан в Ереване привело к компромиссу власти и народа – от разорительных тарифов на электроэнергию решено отказаться. Однако так кажется только на первый взгляд.

Прошедшие в Армении «электрические» протесты дружно признаются всеми комментаторами сугубо социальными. Это утверждение уже успело стать некой константой, с которой никто вроде бы не спорит. Вероятно, это действительно так. Требования митингующих на проспекте Баграмяна в Ереване, как мы знаем, изначально были вызваны резким повышением цен на электроэнергию для населения в этой и так совсем не богатой стране. Причем, заметим, далеко не первым повышением. Сказать, что никаких попыток политизировать протест у демонстрантов не было — неверно. Однако очевидно, что эта тема так и не стала ключевой.

Сугубо социальную, а по сути, даже и не социальную, а экономическую направленность сидячей забастовки в столице Армении подчеркивали и большинство ее участников, за исключением левых, представленных во время этих протестов в основном анархистами.

Любопытен в этом смысле материал, размещенный на украинском сайте «Политическая критика», основанный на интервью с армянскими анархистами Зарой, Антоном и Айком, находившимися в гуще событий. Это как бы взгляд на протест изнутри. По их словам, когда толпа начинала скандировать антипрезидентский лозунг: «Долой Сержа Саргсяна», быстро появлялись люди из числа организаторов, которые призывали «всех оставаться в рамках темы». Сообщается, что «на этой почве даже было несколько потасовок».

С другой стороны, как рассказали анархисты, никаких других политических лозунгов, кроме требования отставки президента Армении, выдвинуто не было, так как продуманной повестки ни у одной из групп пока нет. «Да и самих групп-то особо нет. В основном это действительно социальный протест, с примешавшейся темой против полицейского насилия. И если, с одной стороны, присутствует желание сохранить социальный характер выступлений и не политизировать его, то с другой ― люди с трудом представляют себе саму возможность этой политизации. Они не видят ни тактики, ни методов достижения цели, не уверены даже в том, нужно ли вообще это делать», - говорят армянские демонстранты.

В интервью «Новой газете» одна из участниц ереванских протестов заявила, что она против насилия со стороны полицейских, но одновременно считает их «братьями».

Это, кстати, очень характерно для гражданского противостояния в Армении, несмотря на то, что большинство граждан этой страны загнаны в чудовищный экономический и социальный тупик. Та же «Новая» рассказывает о 36-летней Асмик Хачикян, воспитывающей в одиночку четырех детей. У нее давно в доме нет ни электричества, ни газа, ни горячей воды. Она живет при свечах, телефон заряжает у соседей. И, тем не менее, говорит: «Я не хочу, чтобы поменялась власть».

Армянские анархисты (напомним, наиболее политизированные участники протеста) рассказывают, что как только кто-то из протестующих вылавливал зарубежного журналиста, то считал своим долгом влезть в кадр и выкрикнуть: «Чувак, это не Майдан!».

Ребята рассказывают, что «после того, как один из оппозиционеров принес флаг Евросоюза, а кто-то еще — украинский флаг, на митинге и вовсе запретили все флаги, кроме армянского триколора». По их словам, «от Майдана пытаются откреститься всеми силами, настаивая на том, что это не геополитическая борьба, и если кто-то попытается говорить о протестах в таком ключе — автоматически становится провокатором».

Согласимся, все это очень сильно отличается от того, что можно было наблюдать во время украинского противостояния в Киеве зимой 2013-2014 годов, где протестующие практически сразу увязали социально-экономические протесты с изменением политического курса, как внутри страны, так и вовне.

Конечно, тут необходимо отметить одну важную вещь. Никто не занимается политизацией протеста эффективней, чем сама власть. «В истории тому мы тьму примеров сыщем». Достаточно вспомнить две российские революции — 1905 и 1917 годов. Расстрел 9 января 1905 года в Петербурге абсолютно мирной монархически настроенной демонстрации привел к тому, что патерналистское движение петербургских рабочих мгновенно революционизировалось и стало политическим. То же было и в феврале 1917 года, когда хлебные «бабьи бунты», жестоко разогнанные полицией, переросли в вооруженное восстание и свержение самодержавия.

То же мы видели на украинском Майдане, когда после жестокого разгона мирной студенческой демонстрации протестующие стали вооружаться против полиции кто чем мог, а попытка властей расстрелять непокорных привела к многочисленным жертвам («небесная сотня»), и к окончательному свержению правящего тогда на Украине режима.

Как мы помним, 23 июня армянские власти также попытались разогнать три сотни митингующих, но когда в ответ на это на улицы города вышли уже 10 тысяч человек, руководство страны поняло, что язык силы может привести к тому, к чему он привел в Киеве.

Есть достаточно устойчивое ощущение, что подсказка пришла из Москвы. Видимо, второй раз на майданные грабли Российская Федерация в лице “Интер РАО ЕЭС” (которой через дочерние структуры принадлежит Разданская ТЭС, дающая около 40% электроэнергии в Армении), решила не наступать.

Армянские власти, которые вообще-то свою оппозицию не жалуют и поступают с ней порой весьма жестко, на этот раз пошли на компромисс, согласившись снизить повышение цен на электричество (более чем вдвое, по сравнению с первоначальными планами). Именно во многом благодаря этому властям удалось избежать перевода социально-экономического протеста в политический.

Но есть и другая сторона медали. Экономические и социальные требования населения достаточно легко переходят в разряд политических в тех странах, которые освободились от бремени тяжких национальных проблем и фобий. Армению к таким странам отнести нельзя. Проблемы национальные, на которых, впрочем, умело играет элита, здесь все еще остры. И дело не только в исторической памяти о геноциде армян 1915 года, сколь бы чудовищным он ни был. Дело в том, что армянские погромы в Сумгаите и Баку в конце 80-х годов XX века эту историческую память «освежили». Это как резануть по затянувшейся ране... Эту резню помнят уже ныне живущие поколения и оттого она так кровоточит.

В таких странах, как Армения, люди стремятся к национальному единству, а по факту, к единению вокруг национальной власти, какой бы она ни была. Соответственно, главным выгодоприобретателем от этого национального единства, от этой «неполитизации» экономических и социальных проблем оказывается все та же национальная элита.

Александр Желенин