Posted 10 июля 2015,, 13:35

Published 10 июля 2015,, 13:35

Modified 31 января, 05:26

Updated 31 января, 05:26

Понтифик и булочки с маком

10 июля 2015, 13:35
Сергей Лесков
В Воронеже вынесен приговор семье предпринимателей Полухиных по делу о выпечке с маком. Если этот процесс создаст прецедент, сложности возникнут у многих. Пекари и кондитеры теперь стоят в опасной близости к наркоторговцам.

В Воронеже вынесен приговор семье предпринимателей Полухиных по делу о булочках с маком. Этот громкий процесс начался в 2010 году. Полухины во главе с отцом семейства, полковником в отставке, обзавелись скромным кафе в спальном районе Воронежа. Кафе специализировалось на выпечке. Особенно хорошо шли булочки с маком. Старинный русский рецепт. Но следствие утверждает, что из-под прилавка Полухины продавали опиумные препараты. Суд дал всем членам банды больше, чем просил прокурор. Каждому по восемь лет с гаком. Даже трем пенсионерам.

Если это дело создаст прецедент, возникнут сложности для всех, кто работает с маком. Потому что пекари и кондитеры теперь стоят в опасной близости к наркоторговцам. Мало того, если Папа римский вдруг окажется в Воронеже, полиция вполне может замести клирика. Ведь только что в Боливии Франциск I, желая уважить местные обычаи и для постижения души прихожан, выпил отвар из коки и даже пожевал листья. А в России доверчивый понтифик наверняка пожелает отведать пирожок с маком. Но это капкан.

В Россию маковые стебли поступают из Азии. Контейнеры легально проходят через Новороссийскую таможню. После оформления товара он расходится по хлебозаводам и кондитерским цехам. Теоретически смесь мака с соломой может быть использована для изготовления наркотического вещества. Следствие считает, что именно этим занимались хитрые Полухины, а затем опрыскивали свои будто бы невинные пирожки и торговали опиумным зельем.

Неоднократная экспертиза в Воронеже обнаружила искусственно высокое содержание соломы, то есть опия, в маке, которым вместе с пирожками торговали Полухины. Были проведены контрольные закупки. Телефонные разговоры Полухиных долго прослушивали, чтобы доказать преступный сговор и связи с наркоманами. Установлено кодовое слово для наркотиков – шашлык. А также картошка. И еще – «Балтика девятый номер». Эксперт-лингвист из Института русского языка заявил, что в разговорах нет ничего подозрительного. Однако у прокуратуры более острый слух.

Владельцы кафе категорично и единодушно заявляют, что использовали мак только для пищевых целей. И продавали исключительно чистый пищевой мак. Единственный свидетель – местный наркоман – доверия не вызывает. К тому же он в момент признания уже был осужден по другому делу. А как легко соглашаются на выгодные показания заключенные, хорошо известно.

Независимые эксперты, привлеченные Общественной палатой, выражают сомнения в корректности экспертиз. Вообще, наука утверждает, что абсолютной чистоты не существует и полностью исключить содержание соломы в маке невозможно. Это как неразрешимый спор с содержанием алкоголя в крови водителя.

В деле Полухиных многое вызывает сомнения. И поскольку наверняка последуют кассационные жалобы, эти сомнения предстоит решить адвокатам, прокурорам и судьям. Но уже сейчас странно, почему следствие остановилось на начальном этапе и не выяснило, где банда наркоторговцев Полухиных приобретала мешки с маком? Ведь это крупная рыбина. Сейчас в России арестовано уже 6 тонн маковой соломы. Из этого объема можно изготовить300 миллионов доз наркотика.

Почему полиция останавливается у основания пирамиды, можно только гадать. И возникает впечатление, что дело Полухиных необходимо для отчетности, а не для решения острейшей проблемы наркомании. В России от наркотиков каждый год умирают 60 тысяч человек. За 20 лет число наркоманов увеличилось многократно. Алкоголиков у нас 5 миллионов, а наркоманов – уже 8,5 миллионов. До 90 процентов всех преступлений совершаются в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. И это самые тяжелые преступления – убийства, изнасилования, грабежи.

«Экспертиза воронежского мака показала, что мак произведен на одной территории географически, а маковая солома – в совершенно другом месте, – сказал глава ФСКН Виктор Иванов. – На этот счет есть экспертное заключение. Это – дело рук человеческих. Вопрос в том, чтобы установить, чьих рук это дело». Полухины категорически отрицают любые манипуляции с маком. Покупали – и делали булочки. И пакеты с пищевым маком. Хочется спросить: отчего следствие затормозило и почему ограничились стрелочником?

Корни проблемы уходят в 1980-е годы, когда власти, озадачившись тотальным и насильственным оздоровлением граждан, одновременно с антиалкогольной кампанией полностью запретили выращивание кулинарного мака на территории СССР. В итоге пищевики обратились к импортным поставкам, но зарубежные стандарты чистоты мака не совпадают с отечественными. В импортный кондитерский мак оказалась подмешана маковая соломка, то есть полуфабрикат для опийного раствора. Эту схему подтверждает глава ФСКН Виктор Иванов. В некоторых регионах губернаторы, искореняя зло, запрещают продажу мака в любом виде, но этот запрет можно оспорить в суде. Проблему можно решить, вернув производство мака на территорию России, чтобы он полностью соответствовал строжайшему национальному стандарту.

Дело о пирожках с маком до боли напоминает «ветеринарные процессы», когда под суд попали 26 врачей, пользовавшихся в операциях над животными препаратом кетамин. Он был зачислен в список опасных наркотических веществ, несмотря на то, что Минздрав постановил, что это самый эффективный анестетик для ветеринарных операций. В 2012 году в Санкт-Петербурге 8 лет получил ветеринарный врач Александр Шпак, который продал две ампулы кетамина сотруднику ФСКН, изображавшему страстно обеспокоенного болезнью животного ветврача.

В который раз со всей очевидностью можно говорить о непродуманности российских законов и плохом взаимодействии различных ведомств. Впрочем, чиновники своего не упускают. Страдают люди. И звери. А может пострадать и Папа римский.

Сергей Лесков