Posted 23 июля 2015,, 20:47

Published 23 июля 2015,, 20:47

Modified 31 марта, 07:04

Updated 31 марта, 07:04

Гибридная жизнь

23 июля 2015, 20:47
Гибридная конституция. Гибридные свободы. Гибридные СМИ. Честность гибридная. Что велено говорить, можно говорить честно. А что не велено, лучше вообще не говорить.

Правду, всю правду и ничего, кроме правды. Если этим принципом не руководствоваться, то зачем вообще писать? Чтобы семью поддерживать? Но ведь для этого есть и много других, менее вредных для окружающих способов.

Мне не приходилось пока зарабатывать себе на хлеб враньем. Надеюсь, и не придется.

Но дело не в этом. А в том, что с «только правдой» стало трудно.

Гибридная война сделала гибридной и всю нашу жизнь. Гибридная конституция. Гибридные свободы. Сначала – собраний, потом – и слова… Гибридные СМИ. Вроде и свободные. А в сути немногим более свободные, чем были «Правда» и «Труд». Экономика тоже гибридная. Вроде и производство. А вроде – и распил. Честность гибридная. Что велено говорить, можно говорить честно. А что не велено, лучше вообще не говорить. Лучше молчать. Суды исключительно гибридны. Вроде и правосудие. А вроде – и позвоночное право. Полиция гибридная. Вроде и порядок охраняет. А вроде - и бандитствует. Гибридные депутаты. Вроде и о благе страны пекутся. А вроде - хуже врагов для страны и народа и не придумаешь.

Гибридное и само слово «гибридный». Это как «вежливые люди» – способ прятать правду за красивым и бессмысленным словом. Какая, к лешему, «гибридность»? Просто ложь. Нет никакой гибридности, а есть агрессия, аннексия, террор, свертывание гражданских свобод, уничтожение политического процесса. Есть шайка временщиков, высасывающих из России соки, растаптывающих ее, России жизнь и растлевающих ее население способами, которыми в уголовном праве именуются «особо извращенными». И есть значительная часть граждан, которая не без удовольствия растлевается. Ведь растлеваться – дело-то очень приятное… В частности, самооценку повышает. Не надо думать о несостоявшейся жизни и собственном ничтожестве. Можно вместо этого упиваться своим величием, духовностью, патриотизмом… Не догадываясь, что ни первое, ни второе, ни третье с тобой и рядом не ночевало. В отличие от глупости, злобы и хамства.

Вопрос, который здесь возникает, вопрос сложный, можно сказать, сложнейший – как во всей этой гибридности не участвовать. То есть, собственно, не участвовать – дело нехитрое: внутренняя эмиграция (или не внутренняя), отказ от политической-гражданской деятельности и так далее: Советский Союз был отличной академией в смысле обучения сравнительно честным способам сохранения себя в разных смыслах и слова «сохранение», и слова «себя». Сложный вопрос состоит в том, как в гибридности не участвовать, а гражданское свое дело, тем не менее, делать? Ведь есть же это гражданское дело хотя бы у части наших граждан. И делать-то его, это самое гражданское дело этой самой части граждан все равно надо. Они его просто не могут не делать. Если не будут делать, то и мира с самими собой у них не будет. Совесть – она, знаете, такая штука… Стоит с ней один раз установить надежную связь, и уж она потом не отпустит.

А совесть очень не любит лжи. Даже когда эта ложь во спасение. И особенно – во спасение собственного кошелька.

Вот и приходится думать – а хорошо ли принимать участие в работе гибридных СМИ? С одной стороны – других-то нет, а донести мысль хочется до побольше народа. А с другой? Ну, придет политик А. на какое-нибудь гибридное телетоковище или напишет журналист Б. статью для какого-нибудь гибридного средства массовой информации, или поучаствует партия В. в каких-нибудь гибридных политических выборах. Ведь всё это, если говорить не гибридно, соучастие в лжи. Потому что самим фактом участия приличного человека в неприличном действе (телевизионном или еще каком-то) этому неприличию придается статус приличности. И гадай потом, от чего было больше вреда, а от чего больше пользы – от разоблачений преступлений какого-нибудь обобщенного Сталина в каком-нибудь телепоединке, или от придания этому неприличному и насквозь лживому поединку ауры приличности и чуть ли не правдивости?

Вот какая коллизия получается. Никак не выходит совмещать участие в гибридной жизни с жизнью не по лжи. Потому что гибридность – это и есть ложь. Просто другое название. Как «вежливые человечки».

А по лжи нам жить никак нельзя. Это для нас прямая смерть. И смерть не гибридная, а самая что ни на есть натуральная.

Прочитать оригинал поста Александра Зеличенко можно на сайте "Эхо Москвы".