Posted 27 июля 2015,, 19:06

Published 27 июля 2015,, 19:06

Modified 31 марта, 07:01

Updated 31 марта, 07:01

Казнью не отделаешься

27 июля 2015, 19:06
"Вынесенный мне смертный приговор считаю естественным, - говорилось в бумаге. - Но когда думаю о соотечественниках, принявших ужасы войны, мне кажется, что даже казнь не снимет с меня ответственности".

В провинциальном буддистском храме в старинном японском городе Канадзава открылась уникальная и, в общем, зловещая выставка - там представлены личные подписи, которые оставили за считанные минуты до казни 23 декабря 1948 года семеро главных японских военных преступников. А также копии их личных завещаний, предметы буддистского культа и некоторые другие вещи этих людей. Они оказались в распоряжении скончавшегося в 1995 году бывшего настоятеля храма - Синсё Ханаяма.

Это был известный исследователь буддизма, профессор Токийского императорского университета. В 1946 году его вызвали в американскую оккупационную администрацию и без особых разговоров назначили капелланом столичной тюрьмы Сугамо. Там содержались главные военные преступники, включая бывшего премьер-министра генерала Хидэки Тодзё, типичного милитариста, который вел успешные захватнические операции в Китае, оккупировал Вьетнам после падения Парижа и был главой правительства, когда Токио нанес удар по США и на короткое время оккупировал гигантские пространства Восточной Азии.

Тодзё, кстати, перед арестом пытался покончить с собой, ему врач даже пометил точку, куда надо было стрелять, но в сердце себе генерал не попал. Американцы его откачали и поместили в Сугамо, где он в промежутках между допросами, а потом и судебными заседаниями вел долгие беседы со своим буддистским утешителем.

Настоятель Синсё присутствовал и при казни семерых. По его словам, перед повешением они были спокойны и смиренны. Всех их буддистский священник прямо у виселицы попросил написать свои имена - что они и сделали, оставаясь в наручниках. А за месяц до казни генерал Тодзё передал настоятелю Синсё свое завещание.

"Вынесенный мне смертный приговор считаю естественным, - говорилось в этой бумаге. - Но когда думаю о соотечественниках, принявших ужасы войны, мне кажется, что даже казнь не снимет с меня ответственности. Этим не отделаешься". Кстати, настоятель Синсё рассказал, что приговоренным перед смертью дали выпить вина. Бутылку он унес с собой - она тоже представлена на выставке.

И вот интересно - что бы написал в своем последнем завещании, например, Гитлер, если бы он был арестован и больше трех лет находился под следствием и судом? Или, допустим, Сталин?

Прочитать оригинал поста Василия Головнина с комментариями читателей его блога можно здесь.