Posted 28 июля 2015,, 16:30

Published 28 июля 2015,, 16:30

Modified 31 марта, 07:00

Updated 31 марта, 07:00

Выборы пустых обещаний

28 июля 2015, 16:30
Иван Преображенский
В Новосибирске нам показали, как вероятнее всего пройдут выборы в сентябре этого года и парламентская кампания 2016 года. Как и призывали власти, все будет абсолютно прозрачно, потому что оппозиционеров просто снимут с дистанции.

Российские власти продемонстрировали в Новосибирске, как вероятнее всего могут пройти Единый день голосования в сентябре этого года и кампания по выборам Госдумы 2016 года. Голосование будет абсолютно прозрачным, потому что оппозиционеров просто не зарегистрируют.

Кандидаты от «Демократической коалиции» (созданной на базе партии РПР-ПАРНАС) не будут принимать участие в выборах депутатов городского собрания крупнейшего в России муниципалитета - Новосибирска. Многодневные препирательства закончились скандалом. Вначале сами оппозиционеры старательно подогревали интерес к своим кандидатам, утверждая, что региональные власти подослали к ним в штаб подозрительных сборщиков подписей, задача которых «нарисовать» как можно больше недостоверных автографов граждан. С целью, разумеется, добиться легального отказа «Демократической коалиции» в участии в осенних выборах.

Многие комментаторы тогда решили, что оппозиция якобы пытается создать сама себе невыносимые условия для регистрации, имитировать собственное отстранение от участия в выборах и вину за это возложить на власти. Однако последующие события показали, что эти предположения были преждевременными.

Главный скандал развернулся вокруг базы украденных паспортов, которую предоставила в избирком Федеральная миграционная служба. В том числе на основании этих данных, комиссия сообщила о превышении у оппозиционеров допустимого порога недостоверных подписей, а значит — об отказе в их регистрации.

Позднее выяснилось, что выписка из этой базы, которой пользовались члены избирательной комиссии, проверяя подписные листы, сданные «Демкоалицией», вероятно, была подделана. Кем, скорее всего, останется неизвестным. Зато в избиркоме явно были в курсе этой ситуации. В результате, как сообщали из Новосибирска, состоялся эпохальный забег на скорость одного из членов комиссии, во время которого переходящим жезлом служили списки украденных паспортов: один поддельный, а другой — реальный, полученный самими оппозиционерами в ФМС.

Впрочем, результат был предрешен заранее. Не помог даже вызов полиции. «Демкоалиция», несмотря на все скандалы и нестыковки в документации и работе горизбиркома, зарегистрирована не была. Попытавшихся начать голодовку тут же в кабинете главы избиркома лидеров «Демократической коалиции» забрали в полицию, а позднее Центральный районный суд Новосибирска назначил упрямцам штрафы в 500-1000 рублей за отказ покинуть помещение избирательной комиссии.

Что будет дальше? В Новосибирск, как он уже пообещал, прилетит Алексей Навальный (конечно, если его пустят). Скандал будет вяло тянуться еще несколько дней, а может быть даже недель. Оппозиция будет судиться и даже, что не исключено, выиграет. Но принять участия в выборах она все же не сможет. Причем, скорее всего, не только в Новосибирске. Неслучайно ведь одного из местных лидеров «Демкоалиции» задержали и в Костроме. Оппозиционерам явно отправили «черную метку», причем такое решение могли принять только в Москве.

В связи с этим многочисленные комментаторы уже задаются вопросом: как же так? Все хорошо помнят, как Кремль неоднократно указывал, что выборы должны пройти максимально прозрачно и не вызвать никаких вопросов или нареканий. Ведь речь идет о репетиции думской кампании 2016 года.

Получается, в Кремле изменили свою позицию? Или же надо ждать строгого окрика из Москвы и регистрации списка условных либералов? Как кажется, ни то и ни другое. Власть вовсе не пересматривала свою позицию. Когда очередной чиновник администрации президента рассказывает политтехнологам или губернаторам о том, что выборы должны пройти честно, без подтасовок и применения административного ресурса, то он имеет в виду само голосование. Так повелось еще с 1990-х годов. Прозрачность и честность выборов у нас принято оценивать по итоговому подсчету бюллетеней, а вовсе не по тому, как проходила избирательная кампания.

В этом, кстати, был корень конфликта российского Центризбиркома с наблюдателями от ОБСЕ, которые вообще не говорят о прозрачности выборов, если, например, у кандидатов на протяжении всей избирательной кампании не было примерно равного доступа к СМИ.

Так вот, само голосование в сентябре этого года наверняка будет вполне честным и открытым. Ведь оппозицию просто не зарегистрируют во всех регионах, где она могла бы рассчитывать на какое-то существенное число голосов избирателей.

В этом смысле речь, наверняка, идет о вполне реальной репетиции думских выборов 2016 года. Потому их и переносили. Снимать оппозицию с выборов еще на этапе регистрации гораздо проще летом, когда все в отпусках и всем на все наплевать.

Иван Преображенский