Posted 29 июля 2015,, 17:25

Published 29 июля 2015,, 17:25

Modified 31 марта, 06:59

Updated 31 марта, 06:59

Маша и медведь едут покорять Америку

29 июля 2015, 17:25
Иван Преображенский
Бывает и так, что от детских развлечений до политики — один шаг. Но когда он сделан, развлечение превращается в пропаганду и перестает интересовать публику. Так может случиться и с популярным во всем мире российским мультсериалом.

Бывает и так, что от детских развлечений до политики — один шаг. Но когда он сделан, развлечение превращается в пропаганду и перестает интересовать публику. Так может случиться и с популярным во всем мире российским мультсериалом «Маша и медведь».

Отечественная анимационная (или мультипликационная, как называли ее в СССР) школа сегодня одна из самых сильных в мире. Простой пример — спутниковый телеканал «Мульт», который не так давно запустил ВГТРК. К удивлению даже его создателей, он оказался самым прибыльным коммерческим проектом этого государственного холдинга по соотношению затрат к прибыли. Предполагалось, что «Мульт» окупится минимум за три года, однако он начал приносить чистую прибыль меньше, чем через 12 месяцев с начала своего существования.

Что касается мультфильма «Маша и медведь», то он, пожалуй, вообще стал визитной карточкой российской анимации, да и самой РФ во многих странах мира. Именно по нему, а не по пропагандистским материалам сайта «Спутник» и телеканала Russia Today судят о русском характере и России маленькие латиноамериканцы или, скажем, итальянцы.

В Италии «Маша и медведь» - хит последнего года. Его герои везде. В каждом ларьке — раскраски, пазлы, книжки. В каждом детском магазине — фигурки. Здесь детский маркетинг поставлен на широкую ногу, недаром именно итальянцы придумали и продают по всему миру страшно популярных у девочек детсадовского и младшего школьного возраста кукол Winx. По той же технологии, то есть за счет продажи «сопутствующих товаров», сегодня зарабатывают и на «Маше и медведе». Как пишет итальянская пресса, беспокойная Маша, вероятно, очень удачно подошла импульсивным южным детям. Что, кстати, подтверждается и тем, что почти так же успешно «Маша и медведь» продвигается в странах Латинской Америки.

Теперь же российскому мультсериалу предстоит выход на североамериканский экран. Как сообщают правообладатели, случиться это должно не позднее сентября 2015 года. Право на трансляцию сериала в Соединенных Штатах уже выкупил популярный сервис Netflix, а первый маркетинговый ход удалось сделать еще до выхода сериала на экран— он попал в составленный в США профессиональными экспертами список из 250 мультфильмов, которые могут в будущем стать «классикой» своего жанра.

Дальнейшее продвижение сериала, впрочем, во многом зависит от того, будут ли авторы делать третий сезон (пока отснято два) и каким он окажется. Пока команда, которая делала «Машу и медведя», говорит о третьем сезоне без уверенности — решение еще не принято. Это творческие люди и их интересуют другие проекты. Возможно, многим из них уже просто надоело прорисовывать Машу, медведя, безумного зайца, волков и других персонажей популярного сериала. Им нужно придумать какие-то новые ходы, внести изменения, для того, чтобы проект продолжил развиваться и оставался таким же живым и популярным во всем мире.

Но в дело вполне может вмешаться политика. Есть разнообразные российские пропагандисты «русского мира», чья работа по улучшению имиджа страны стоит в сотни раз больше, чем «Маша и медведь», а эффекта от их деятельности в десятки раз меньше. Точнее, эффект есть, но очень часто обратный — исключительно негативный.

Та же Russia Today, портал Sputnik или министр культуры Владимир Мединский уже сегодня так рапортуют об успехах российских мультфильмов за рубежом, как будто в этом есть и доля их заслуг. Как будто это они создали такой продукт, который с одинаковым удовольствием смотрят в Индии, Латинской Америке на островах Океании и в Италии. И который может стать таким же символом России, каким, например, для Чехии стал сериал про Кротика.

Желание использовать чужой успех в своих целях опасно в данном случае тем, что мультфильмы делают люди. Достаточно заменить их, поставить «идеологически правильных аниматоров» создавать третий сезон «Маши и медведя», чтобы дать американским детишкам «правильное представление» о России — и сериал умрет. Его просто перестанут покупать. И потенциальный национальный символ превратится вначале в национальный позор, а затем в «ничто».

Эта угроза вполне реальна, поскольку совсем недавно «настоящие российские патриоты» с помощью Минкультуры, уже «заняли» студию «Союзмульфильм», так что крестовый поход против российской анимации можно считать начавшимся.

Иван Преображенский