Posted 6 августа 2015,, 13:29

Published 6 августа 2015,, 13:29

Modified 31 января, 05:56

Updated 31 января, 05:56

Если бы президентом стал Примаков

6 августа 2015, 13:29
Сергей Лесков
Сорок дней назад умер Евгений Примаков. Нередко звучат слова сожаления о том, что ему так и не удалось стать президентом России. Но по какому пути прошла бы тогда наша страна и насколько он отличался бы от нынешнего?

40 дней назад, 26 июня 2015 года, умер бывший глава правительства России, академик Евгений Примаков. В комментариях, звучавших в конце июня, проглядывало сожаление о том, что ревность Бориса Ельцина к популярности Примакова помешала ему стать президентом России. Иначе, слышался многозначительный намек, страна пошла бы по иному пути. Но что это за путь и насколько он отличался бы от нынешнего?

Я попробовал построить сценарий развития России при президенте Евгении Примакове, который выиграл выборы 2000 года. Сразу надо сказать, что Владимир Путин в этом случае оставался бы главой ФСБ, то есть пребывал бы в узком круге приближенного руководства и влиял бы на все решения.

Внешняя политика

Охлаждение отношений с Западом произошло бы при Примакове быстрее, чем при Путине, который искренне любит Германию и долго добивался сближения и даже любви от ЕС и США. Самый яркий внешнеполитический жест премьера Примакова – разворот самолета над Атлантикой при известии о бомбардировке Югославии. Этот разворот преподносится как свидетельство политической проницательности Примакова, хотя на сей маневр можно посмотреть иначе.

В Америке Примакова ждали соглашения о крупных кредитах, необходимых России, которая провалилась в глубокую финансовую яму. Кроме того, хлопать дверью в разговоре с Америкой бессмысленно. Мы уже однажды хлопнули дверью в Совбезе – и в Корее вспыхнула война, разрезавшая страну надвое. В Вашингтоне Примаков, если бы долетел, мог бы постараться нажать на тормоза в конфликте на Балканах, но он предпочел воздушный перфоманс.

Будучи специалистом по Ближнему Востоку, президент Примаков раньше положил бы российский корабль на восточный курс. И тогда Россия вошла бы в еще более жесткую конфронтацию с Америкой в Ливии, Ираке, Сирии. Каддафи, вероятно, не лишился бы власти. А ужасный ИГИЛ, выросший из массового кровопролития и безвластия в регионе, остался бы в зародыше.

Примаков высказал идею о создании «тройки» союзников Россия – Китай – Индия. Впоследствии из этой идеи вырос БРИКС. Эта историческая неизбежность была бы реализована при любом президенте.

Экономика

В новейшей истории России самый тяжелый кризис разразился в 1998 году. Надвигался голод. Останавливались железные дороги, замерли предприятия. Шахтеры опять стучали касками. Правительство возглавил Примаков. Нефть стоила 10 долларов за баррель. Золотовалютные запасы составляли жалкие $50 млрд. Россия не получала из-за границы ни цента. Всего за полгода рост промышленного производства составил 24%, инфляция сократилась с 38% до 3%.

Примаков оказался более эффективным менеджером, чем все либеральные специалисты. Экономист Илларионов, который вовсе не был сторонником Примакова, признал, что его политика оказалась наилучшей за несколько десятилетий.

Экономическая политика Путина в куда более благоприятный период привела к тяжелому кризису, конца которому не видно. За короткий период премьерства Примакова выявились его приоритеты – поддержка реального сектора экономики, малого и среднего бизнеса, ограничение естественных монополий, обеспечение населения доступной продукцией и ставка на покупательную способность.

У президента Путина экономические приоритеты иного свойства – борьба с инфляцией, поддержка банковского сектора и естественных монополий, ужесточение фискальной политики в отношении бизнеса. Думаю, отличия носят генетический характер, ведь Примаков вырос на вольном Кавказе, а Путин – в имперском Ленинграде.

Спорт

Ни Олимпиады, ни чемпионата мира по футболу при Примакове России бы не досталось. Просто по той причине, что она об этом бы не просила. Денег в казне осталось бы больше, зато радости народу пришло меньше. Удалось ли бы без спорта, на ином поприще, удовлетворить национальные амбиции и доказать величие великороссов – большой вопрос.

Показательно, что Леонид Брежнев, в эпоху которого сформировался Примаков, узнав, во что обойдется московская Олимпиада-80, пытался от нее отказаться. Выяснилось, что политические потери в случае отказа будут тяжелее экономических расходов. Брежневский вельможа Примаков не стал бы повторно входить в бурные реки спортивных ристалищ. И, конечно, место спортсменов в российской элите было бы куда скромнее. Во времена СССР ни один спортсмен и близко не поднимался на сочные высокогорные пастбища, где сегодня в изобилии пасутся наши чемпионы.

Крым и Донбасс

Поскольку крымская эпопея хронологически и психологически связана с Играми в Сочи, можно предположить, что Крым продолжал бы тихо постанывать в объятиях Украины. Военный конфликт в Новороссии не разгорелся бы, а Украина самозабвенно дрейфовала бы в сторону Евросоюза. Открытой войны с Грузией, где прошли детство и юность Примакова, не было бы. Вряд ли у Примакова хватило бы энергии и азарта для резких движений на постсоветском пространстве. Он выбрал бы тактику медленного удушения непокорных вассалов, которую практиковали правители неторопливого Востока.

Если бы при Примакове фантастическим образом дошло до войны санкций, невозможно представить, чтобы он, будучи любителем веселых застолий, дал бы разрешение на уничтожение нелегальных продуктов.

Интеграционные процессы (Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия) имеют объективную закономерность, и подобие Союзного государства и Таможенного союза наверняка бы возникли при любом президенте.

Здравоохранение

Мать и супруга Примакова – врачи. И среди его друзей было немало докторов. Нынешняя реформа здравоохранения, которая вызывает ужас у врачей и пациентов, при Примакове даже не маячила бы на горизонте. Система здравоохранения подверглась бы трансформации, но не ушла бы далеко от любезной нашему сердцу советской модели.

Наука

Научное сообщество с печальным единодушием признает факт чиновничьего разгрома науки, который совершен под видом реформы. И прежде наша наука не блистала, но после образования ФАНО дело стало совсем швах. Утечка умов превратилась в форменное бегство, которого не было в лихие 1990-е годы.

Академику Примакову удалось убедить президента Путина смягчить удар, но остановить закусивших удила реформаторов невозможно. Нет сомнений в том, что РАН при президенте Примакове сохранила бы статус и имущество, продолжала бы отрешенное от суровых будней существование, изредка оповещая общественность об открытиях мирового, по ее мнению, уровня.

Но при любом президенте России при ее сырьевом укладе наука оставалась бы не слишком востребованной. Об инновациях и технологическом рывке, чтобы преодолеть отставание от Запада, говорить полезно, но сделать трудно, ибо нет среды. Впрочем, малый и средний бизнес, который при Примакове дышал бы свободнее и который по мировому опыту выступает двигателем инноваций, без деклараций подтолкнул бы процесс.

СМИ

Президент Путин прибрал прессу к ногтю. Президент Примаков, который впитал советскую школу журналистики, сделал бы это не менее успешно. Об этом косвенно говорит то, что он ревниво изучал публикации, в которых фигурировал, и обижался на нелестные оценки. О подобной обидчивости президента Путина ничего не известно.

Ходорковский

Посадил бы президент Примаков олигарха Ходорковского? Не именно Ходорковского, а кого-нибудь похожего? Государственник Примаков косо смотрел на результаты приватизации и залоговых аукционов и наверняка постарался бы ограничить влияние крупного бизнеса. За короткий срок премьерства он дал толчок созданию государственной компании «Роснефть», которую бережно опекает президент Путин.

Постскриптум

Яркая личность украшает историю. Но есть скучные, объективные и неизбежные для любой власти тенденции. И мне не кажется, что курс развития России кардинально изменился бы при президенте Примакове. К тому же, учитывая его возраст, преемником вполне мог стать Путин. Отношения у них были доверительные. Примаков по поручению Путина летал с секретными миссиями на Ближний Восток. А могло быть иначе – Путин летал бы на Запад.

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров предложил назвать одну из улиц в Москве именем Примакова. Обращение к Путину написали депутаты Госдумы. Вопрос об улице Примакова, который мог стать президентом, будет решать президент Путин. Мне кажется, ничего плохого в этой идее нет. Пусть будет улица Примакова.

Сергей Лесков