Posted 19 августа 2015,, 16:47

Published 19 августа 2015,, 16:47

Modified 31 января, 06:12

Updated 31 января, 06:12

Соблазн большой схватки

19 августа 2015, 16:47
Александр Желенин
Россия изо всех сил старается сохранить свое влияние на Ближнем Востоке. Уже понятно, что именно здесь пойдет главная борьба за перераспределение доступа к мировым ресурсам. И Москва надеется решить в ее ходе свои проблемы.

Судя по официальным сообщениям, недавний блиц-визит министра иностранных дел Ирана Джавада Зарифа в Москву завершился более чем успешно. Никаких накладок, вроде той, что случилась несколькими днями ранее в ходе совместной пресс-конференции главы российского МИД Сергея Лаврова и его саудовского коллеги Адиль аль-Джубейра, не произошло. Напомню, что во время выступления министра иностранных дел Саудовской Аравии журналисты расслышали, как Лавров якобы выругался в микрофон, что МИД РФ позже трактовал, как «фон».

В качестве такого же «фона» к этим двум встречам Лаврова, вероятно, нужно рассматривать и таинственный визит в российскую столицу иранского генерала Касема Сулеймани, специалиста по проведению тайных боевых операций за пределами Ирана, имеющему отношение и к иранской ядерной программе. Российский МИД опроверг появление в Москве этого человека, которому решением ООН запрещено покидать свою страну, а также его переговоры с российскими официальными лицами. Однако, по сообщению «Радио Свобода», визит Сулеймани в Россию подтвердил не только Госдепартамент США, но и официальные лица в самом Иране.

Но вернемся от разнообразных информационных «фонов» к официальным сообщениям.

По результатам визита в Москву министра иностранных дел Ирана Джавада Зарифа правительственная «Российская газета» информировала, что стороны договорились, как минимум, о двух важных для обоих государств вещах.

Во-первых, после инициированного американцами запуска процесса отмены международных санкций в отношении Ирана, во всю мощь разворачивается замороженное российско-иранское сотрудничество в области ядерной энергетики. Стороны договорились о строительстве в этой стране с помощью России сразу восьми энергоблоков.

Помимо этого, продолжает «РГ», «речь идет не только о поставках оружия, но и о совместной работе по обеспечению безопасности на Каспии». Это вообще отдельная тема.

Если даже трактовать регион Каспийского моря узко географически, то и в этом случае у Ирана и России здесь есть против кого дружить.

Например, против маленькой, но несговорчивой Туркмении, которая некоторое время назад в одностороннем порядке прекратила поставки своего газа на Запад через территорию России. Туркменской стороной это было объяснено тем, что «Газпром» «неплатежеспособен», однако дело не только в этом. Туркмения давно мечтает транспортировать свое голубое топливо в Европу без посредников. Идеально, по газопроводу «Набукко», который Евросоюз уже много лет обещает провести по дну Каспийского моря. То есть, минуя как территорию России, так и территорию Ирана, обладающего, как известно, большими запасами углеводородов и готовящемуся сейчас вернуться с ними на мировой рынок.

Но это лишь один из аспектов гораздо более многогранного и перспективного, как, вероятно, считают в Кремле, возможного российско-иранского союза. Другой связан с борьбой с пресловутым «Исламским государством» (ИГ). И вот здесь, расширенное толкование Россией понятия «регион Каспия» весьма кстати. Как известно, устами своих официальных представителей Россия официально объявила о готовности подключиться к борьбе с ИГ в составе уже действующей коалиции или в каких-то других вариантах.

Один из них был озвучен тем же Лавровым - он предполагает проведение сухопутной операции против ИГ силами, которые уже задействованы в этом процессе на Ближнем Востоке. Лавров перечислил их: иракские и сирийские курды, а также армии официальных Дамаска и Багдада.

Включившись в переговорный процесс по этим вопросам, Москва продолжила гнуть ту линию, которую проводила и до этого в переговорах с США по сирийскому вопросу. Сегодня выясняется, что условия участия РФ в международной коалиции против исламистов остались неизменными. Российская сторона, как настаивала, так и продолжает настаивать на признании правительства президента Сирии Башара Асада Западом, на подключении его армии к этой операции, а также на включение его в будущее переходное правительство «национального единства» наряду с деятелями вооруженной сирийской оппозиции.

Однако Асад неприемлем не только для Запада, но и для двух других (помимо Ирана) ключевых игроков этого региона ― Турции и Саудовской Аравии. Выскажу предположение, что именно отказ саудитов поддержать Россию в этом вопросе, а также их несговорчивость в области сдерживания падения нефтяных цен и вызвал тот «фон», который возник на пресс-конференции Лаврова и его саудовского коллеги. Учитывая все эти расклады, возникает ощущение, что это не так уж случайно, поскольку в Москве все больше недовольны позицией Эр-Рияда.

Собственно, почему нет? Очевидно, что делегации приезжают на переговоры с четкими установками своих правительств, предусматривающими, в зависимости от их результатов, «вариант A», «вариант B», «вариант C» и далее по алфавиту. Сегодня понятно, что «вариант А» (уговорить саудитов на контроль за нефтяными ценами и поддержку Асада) явно не сложился и вообще, видимо, изначально был утопичным.

Отсюда «вариант B» - «развод и девичья фамилия». Естественно, пока он не предполагает открытого разрыва отношений, но очевидно, что Москва демонстрирует свое недовольство не только в сторону Саудовской Аравии как главного нефтяного конкурента России, но и опосредованно, в сторону ее западных и восточных союзников.

Не хотите по-хорошему, будет по-нашему. Взамен США, европейцев, Саудовской Аравии и Турции мы объединимся с курдами и действующими пока официальными властями Ирака и Сирии. А еще держим в уме Иран, кстати, одну из крупнейших мире стран по величине доказанных запасов нефти.

Последствия создания такой отдельной пророссийской коалиции, формально направленной против «Исламского государства», на первый взгляд, выглядят весьма соблазнительно. ИГ - это только повод. Под сурдинку борьбы с исламистами и в условиях фактического распада двух крупных государств этого региона — Сирии и Ирака, ряд крупных мировых и региональных держав уже начали решать здесь свои проблемы.

Саудовская Аравия при поддержке союзников вторглась в Йемен. Турки под эту же самую сурдинку, похоже, хотят окончательно решить вопрос своего старого врага - Рабочей партии Курдистана (РПК) и уже наносят по ее отрядам авиаудары. И это при том, что РПК всей душой (и вероятно не только душой, но и оружием, и боевиками) помогает курдам Сирии и Ирака, а значит и члену НАТО Турции в борьбе против ИГ.

Есть, кстати, сильное подозрение, что сирийские и иракские курды не в восторге от таких «союзнических» действий Турции. Анкара же, в свою очередь, резко против идеи многомиллионного курдского народа создать свое национальное государство. В этом ее поддерживают и официальный Дамаск, и официальный Багдад. Однако обстоятельства складываются так, что мнения двух последних скоро мало кого будут интересовать в силу того, что они все меньше контролируют свою территорию.

В этой ситуации нельзя исключать, что Россия не попытается сыграть на курдской проблеме, как во времена ослабления Османской империи она играла на проблемах балканских славян.

Новое независимое и дружественное России курдское государство в самом сердце мировой нефтедобычи - тема, которая, вполне вероятно волнует сейчас многие умы в Кремле. «Забить баки» Западу, в прямом и переносном смысле, это выглядит весьма соблазнительно.

Есть, конечно, чисто технические проблемы создания пророссийской «антиигиловской» коалиции, которая по факту неизбежно будет и антизападной. Например, логистические. Откуда будет осуществляться подвоз техники, вооружений и живой силы? Но тут вспоминаем, что Башар Асад все-таки еще контролирует кое-какую территорию в Сирии. Почему не помочь ему и взамен получить у него плацдарм для дальнейшего продвижения? А если Россия договорится (или уже договорилась) с Ираном, то с его территории помогать иракским и сирийским курдам весьма удобно.

Единственный недостаток предложенного прогноза состоит в авантюрности подобного сценария и реальной возможности начала в этом регионе большой войны, которая, как и положено любой войне, станет борьбой за ресурсы.

Но штука в том, что любая война - авантюризм. В умозаключениях тех, кто на нее решался, авантюрное всегда сочеталось с грубо рациональным. Почему не рискнуть чужими жизнями, если при удачном раскладе можно сорвать джекпот? Во всяком случае, примерно так всегда рассуждали великие авантюристы.

Что до резонов для нынешней России, то не будем забывать, что одним из главных всегда является внутриполитический, а точнее, внутриэкономический момент. Экономическое положение РФ неуклонно ухудшается, так что наверняка много у кого в Москве идея выскочить из этой ямы при помощи большой войны на Ближнем Востоке не вызовет отторжения.

Александр Желенин