Posted 25 августа 2015,, 17:20

Published 25 августа 2015,, 17:20

Modified 31 марта, 06:37

Updated 31 марта, 06:37

Голубь мира с кулаками

25 августа 2015, 17:20
Александр Желенин
Желание американского боксера Роя Джонса получить российское гражданство напоминает не только аналогичный шаг Жерара Депардье, но и наводит на некоторые параллели с баскетболистом из США Деннисом Родманом, который стал «своим человеком» в КНДР.

Знаменитый американский боксер Рой Джонс попал в «черный список» Украины за свой приезд в Крым. На полуострове он, как известно, подписал прошение о российском гражданстве, которое, можно не сомневаться, получит не менее оперативно, чем в свое время французский актер-винодел Жерар Депардье. Это ведь соотечественникам российское гражданство оформляют по много лет, а вип-персоны получают его по первому желанию. Тем более, после встречи с президентом Путиным, которая сама по себе всякий раз становится демонстрацией поддержки, оказываемой российскому лидеру «прогрессивной мировой общественностью».

На самом деле российское гражданство Джонса напоминает не только аналогичный шаг Депардье. Тут просто напрашивается еще одна параллель. Речь о регулярных поездках в Северную Корею и дружбе с ее лидером Ким Чен Ыном другого знаменитого американского спортсмена — баскетболиста Денниса Родмана.

Общего у этих американцев много. Оба подчеркивают свою дружбу с главами государств. Один - с Владимиром Путиным, другой - с Ким Чен Ыном. Оба в прошлом выдающиеся спортсмены. Биография 54-летнего Родмана на сайте NBA.com начинается со слов «возможно, лучший подбирающий игрок NBA за всю историю». 46-летний Джонс в свое время был великим атлетом, четырежды становился чемпионом мира по боксу среди профессионалов.

Однако в последние годы Джонс регулярно проигрывает нокаутом. Возраст — ничего не попишешь. Правда, боксер никак не угомонится — в тот же день, в который он написал заявление на получение российского гражданства, бросил вызов братьям Кличко. Как-то трудно представить, что обремененный городскими заботами мэр Киева Виталий Кличко бросит все и начнет изнурительную подготовку к 12-раундовому бою. А вот в то, что этот вызов может принять его младший брат Владимир - действующий чемпион мира среди супер-тяжеловесов (кажется, по всем существующим версиям), верится без особых проблем.

Правда, в этом случае «пробитому», как говорят боксеры, «старику Джонсу» стоило бы хорошенько подумать. После схватки с двухметровым атлетом Владимиром Кличко, за несколько последних лет не проигравшим ни одного боя, налоговые преимущества, которые Джонс может получить, став резидентом РФ, могут ему уже и не понадобится.

Однако вернемся к параллелям между Джонсом и Родманом. Общего между ними много - и внешнего, и подспудного. Хотя ба в том, что оба спортсмена, сделав политические жесты, вдруг принялись музицировать. Родман, которому, по выражению его товарищей по команде, «медведь на ухо наступил», спел для Ким Чен Ына, Джонс сыграл в Крыму свой рэп.

Но у Джонса и Родмана, как можно понять, есть не только идеалистические интересы в облюбованных ими странах. Объясняя желание получить российское гражданство, Джонс так прямо и сказал: «Я попросил российский паспорт потому, что так мне будет легче ездить туда и обратно и вести свой бизнес». Родман, который после ухода из спорта стал делать карьеру шоумена, получил внимание всей мировой прессы, когда столь необычным для граждан США способом прорвал «железный занавес», выстроенный вокруг КНДР.

Однако все это внешние сходства. Помимо желания вновь обратить на себя внимание и сугубо меркантильных интересов, несомненно, есть и нечто глубинное, что влечет некоторых известных и неизвестных представителей западного мира в такие страны как Северная Корея и Россия.

Я бы назвал это «отдаленным эхом левых идей». Смысл этого явления состоит в том, что часть представителей Запада, некогда увлекавшихся идеями создания более справедливо устроенного мира, и в свое время видевших в СССР и ему подобных странах альтернативу капиталистической системе, после крушения Советского Союза приуныли и растерялись. Однако с присоединением Крыма к России они вновь воспрянули духом. Правда, в отличие от некоторых экс-марксистских профессоров по обе стороны Атлантики, многие из них понимают, что и после географических перемен, движимых во многом желанием «вернуть все, как было в СССР», социальная система в Российской Федерации отнюдь не стала социалистической.

Однако, за неимением лучших идей, они находят себе утешение в идее «многополярности». То, что в этой идее столько же «левого» и «социалистического», сколько в постулатах Маргарет Тэтчер и Рональда Рейгана, для них дело десятое. Главное, что «многополярность» - какая-никакая «альтернатива» «однополярному миру» и «империализму». Проблема в том, что все эти старые и новые левые, а также стоящая рядом публика, впитали в себя позднесоветское понимание империализма.

В застойном СССР, напомню, империалистическими считались США и их союзники по НАТО. Советский Союз же носил белые одежды «надежды прогрессивного человечества». И неважно, что внешняя политика СССР с конца 1930-х годов была вполне себе империалистической (если, конечно, рассматривать этот термин не как ругательство или обозначение внешнего врага, а как определенную стадию развития капитализма, основным отличием которой является вывоз капитала).

Боксерам, актерам, баскетболистам и футболистам в такие социально-экономические и политические тонкости влезать недосуг. Тем более, что их «левизна» носит не столько политический, сколько своего рода религиозный характер. Им надо верить, что есть на Земле если не подобие рая, то что-то несравненно лучшее, чем американский, английский, французский или немецкий империализм. И они готовы увидеть это «что-то» и в идеях корейского чучхе, и в концепции ливийской джамахерии, и в догмах иранских исламистов.

Если же каких-то особых идей нет, то они инстинктивно тянутся к любой «сильной личности» и «рубахе-парню», отважно демонстрирующему средний палец «дяде Сэму». Пусть даже за этим отстаиванием «национального пути» нет ничего, кроме борьбы за интересы «своего» крупного капитала, который столь же национален, сколь и космополитичен.

Впрочем, Джонс, видимо, все-таки ощущает, что, вставая на сторону РФ в ее противоречиях и с Украиной, и со всем Западом, он поджигает за собой некоторые мосты. В связи с этим он из-за всех сил старается предстать едва ли не голубем мира. «Я приехал в Россию, думая о мире, как делал это последние четыре года», - говорит он. Слова про «последние четыре года» явный намек на то, что его нынешняя позиция никак не связана с последними событиями вокруг Украины и Крыма. «Получение российского гражданства облегчит мне задачу по строительству моста между странами и их объединению», - продолжает мечтать экс-чемпион, не уточняя, правда, между какими странами он собирается эти мосты строить.

Не случайно также и то, что, прося российское гражданство, он не хочет отказываться от американского. Как опытный боксер-профессионал и бизнесмен, Джонс знает, что в случае падения всегда хорошо иметь страховку.

Александр Желенин