Posted 1 сентября 2015,, 17:10

Published 1 сентября 2015,, 17:10

Modified 31 марта, 06:30

Updated 31 марта, 06:30

Поглощение "Трансаэро": в чем проблема?

1 сентября 2015, 17:10
Российская экономика тяжело больна монополизмом и низким уровнем конкуренции. Последствия этой болезни спутывают нашу экономическую систему и не дают ей развиваться.

Российская экономика тяжело больна монополизмом и низким уровнем конкуренции. Хотя последствия этой болезни не всегда заметны на глаз (и более того, есть много людей, всерьез утверждающих, что конкуренция не нужна и нужно строить экономику на крупных монополиях), тем не менее, они как тяжелая паутина спутывают нашу экономическую систему и не дают ей развиваться и выбраться из кризиса. Высокая монополизация и низкая конкуренция приводят к завышенным ценам и способствуют высокой инфляции. Они обусловливают неэффективное расходование ресурсов, их отвлечение на ненужные и неоправданные проекты и омертвление капитала, и последующие массовые растраты денег налогоплательщиков на спасение неэффективных монополистов (Роснефть, РЖД - ярчайшие примеры). А это означает завышенные налоги и пониженную прибыльность обычного бизнеса. Высокие издержки на оплату услуг монополий также утяжеляют затраты предприятий и снижают их прибыльность. Они же служат серьезными барьерами для роста деловой активности, мобильности населения.

Тот кризис, в котором Россия сегодня оказалась - глубочайший экономический кризис с момента распада СССР - это как раз и есть системный кризис госмонополий, которые за прошедшие 10 лет спустили в никуда огромные инвестиционные ресурсы (деньги были потрачены неизвестно куда и не дали эффекта в виде создания новой добавленной стоимости), затащили нас в международную кредитную яму (растратив эти внешние кредиты также неэффективно), ускоренно наращивали издержки и цены, тормозя развитие экономики, а теперь стоят в очереди как крупнейшие претенденты на господдержку за счет средств налогоплательщиков, предопределяя повышение налоговой нагрузки на экономику и все сильнее сваливая ее в штопор кризиса.

Пресловутые "структурные реформы", о необходимости которых так много говорят - это прежде всего и есть та самая демонополизация экономики, раздробление монополий и создание высококонкурентной среды, которая стимулировала бы компании снижать издержки и цены и эффективно расходовать имеющиеся ресурсы.

Но что мы видим сегодня? Вот авиаперевозки - потенциально высококонкурентная отрасль, где нет никаких трубопроводов, линий электропередачи и рельс. Покупай себе самолеты, нанимай персонал и летай.

Однако после кризиса 2008 года в этой отрасли начала стремительными темпами исчезать конкурентная среда. Доля "Аэрофлота" на рынке авиаперевозок, составлявшая в 2008 году меньше 30%, в этом году достигла 45%.

Теперь, после покупки "Трансаэро", доля "Аэрофлота" достигнет 64% - практически двух третей рынка (информация по долям авиакомпаний на рынке - здесь).

Хуже того, в конкурентах у "Аэрофлота" останется только мелочь - компании с долей рынка в 5-7% и более мелкие. То есть в потенциально конкурентной отрасли мы получаем практически безраздельно доминирующего монополиста, с которым оставшиеся мелкие игроки просто не в состоянии конкурировать в силу разницы масштаба. Второй крупнейший перевозчик с долей рынка почти в 20%, создававший хоть какую-то конкуренцию на и без того олигопольном рынке, теперь подмят.

Монополизм "Аэрофлота" искусственный, он сформирован целиком и полностью за счет господдержки. Прежде всего это так называемые "роялти", собираемые за пролет иностранных авиакомпаний над Сибирью - то есть плата за воздух, поступающая "Аэрофлоту". Ее размер не раскрывается, но составляет, по оценкам, до $300 млн в год. Без этих денег "Аэрофлот" был бы глубоко убыточным и разорился бы намного раньше "Трансаэро".

Есть и масса других форм господдержки "Аэрофлота" - от прямых (госсубсидирование перевозок по отдельным направлениям, госсубсидирование лизинга самолетов) до косвенных (преференциальные условия по получению выгодных слотов в аэропортах, особое покровительство госбанков и т.д.), которые способствовали стремительной монополизации рынка этой госкомпанией буквально в течение нескольких лет.

Без массированной госпомощи становление "Аэрофлота" как безраздельного монополиста в авиаперевозочной индустрии было бы невозможным.

Последствия: теперь "Аэрофлот" будет просить еще больше господдержки "на преодоление тяжелых последствий приобретения предбанкротного "Трансаэро" (за это в конечном итоге заплатят российские налогоплательщики), а цены на билеты еще больше вырастут. В монопольной среде при покровительстве государства иначе не бывает, мы в последние годы видели массу примеров этого в самых разных секторах экономики.

Что сделало бы нормальное правительство? Нормальное правительство, во-первых, не допустило бы критического роста доли "Аэрофлота" на рынке с 30% до 45% в предыдущие годы. Заставило бы их продать дочерние компании - "Донавиа", "Оренэйр", "Россию", что там у них еще есть. Пусть сосредотачиваются на международных и ключевых внутренних направлениях и не пытаются подмять под себя вообще весь рынок.

Во-вторых, в ситуации с "Трансаэро" есть масса выходов - от банкротства (ничего страшного) до выкупа акций и последующей продажи частным инвесторам, с прямым запретом отраслевому монополисту, "Аэрофлоту", приобретать эти акции. В развитых странах правительства хорошо понимают важность конкуренции в авиаперевозках: например, Минюст США пару лет назад подал иск против слияния American Airlines и U.S. Airways, и в итоге согласился на слияние только при условии продажи объединенной авиакомпанией своим конкурентам примерно 150 слотов в 7 крупнейших аэропортах. И то, American в результате поглощения U.S. Airways занимает всего лишь примерно четверть североамериканского рынка авиаперевозок (но это уже вызывает серьезное беспокойство у американских регуляторов!) и даже близко не стоит к нынешнему монопольному положению "Аэрофлота" в России.

А у нас государство по факту молчаливо способствовало договорной передаче "Трансаэро" "Аэрофлоту" и окончательной монополизации рынка авиаперевозок.

Это все не только очень печально для экономики, но и четко обозначает, что власти наши продолжают не понимать природы нынешнего кризиса, вызванного как раз деятельностью госмонополий, не понимать необходимости структурных реформ, связанных с глубокой демонополизацией экономики, и упорно тянуть нас в пропасть дальнейшей монополизации, которая будет означать только лишь усугубление нынешнего глубочайшего кризиса.

Прочитать оригинал поста Владимира Милова можно здесь.