Posted 25 ноября 2015,, 11:18

Published 25 ноября 2015,, 11:18

Modified 31 марта, 05:20

Updated 31 марта, 05:20

Разгорится ли вновь война на Украине?

25 ноября 2015, 11:18
Дмитрий Травин
То, что вредно для народов, часто бывает полезным для их правителей. И в Киеве, и в Москве есть политические силы, заинтересованные в эскалации военного конфликта. Сейчас для этого активно создается экономическая база.

Когда на минувших выходных внезапно взорвали ведущие в Крым украинские линии электропередачи – это было еще полбеды. Диверсию мог совершить кто угодно. Понятно, что на Украине, так же как в России, существуют влиятельные политические силы, заинтересованные в эскалации военного конфликта, и от них можно ждать любых провокаций. Гораздо хуже то, что произошло в понедельник и пока не вызвало столь сильного отклика, как взрывы.

Президент Петр Порошенко инициировал прекращение грузового сообщения с Крымом, и правительство Арсения Яценюка его в этом поддержало. На самом деле, конечно, торговая блокада Крыма была организована значительно раньше – 20 сентября, но тогда она осуществлялась на низовом уровне, т.е. отдельными гражданскими активистами. Теперь же выходит, что украинские власти легитимировали торговую войну. Вместо того чтобы навести порядок в собственном доме и сохранить нормальные отношения с Россией хотя бы на коммерческом уровне, они усилили конфронтацию.

Впрочем, российская сторона ведет себя не лучше. На прошлой неделе министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев заявил, что с января 2016 г. начнет действовать продуктовое эмбарго в отношении Украины. Это нанесет колоссальный ущерб украинскому бизнесу, сократит число рабочих мест, снизит и без того невысокий уровень жизни наших соседей. А вчера мы в ответ на блокаду Крыма перестали поставлять на Украину уголь. Более того - тут же вдруг выяснилось, что кончились деньги, внесенные Украиной в качестве предоплаты за газ, и «Газпром» перекрыл кран трубопровода.

Фактически можно говорить о том, что именно в последние дни Россия с Украиной пошли на очередной виток конфронтации. Пушки в Донбассе еще не гремят, а потому внешне сохраняется иллюзия перемирия. Кажется, что Минские договоренности еще действуют. Однако на самом деле ситуация резко ухудшается. Создается экономическая база для начала новой войны. И если завтра донбасские «ополченцы» активизируют боевые действия, это станет, увы, логичным следствием событий, случившихся сейчас.

В период предыдущего пика напряженности много поговаривали о том, что российский Крым и пророссийский Донбасс не могут существовать по отдельности. Придется «прорубать» коридор, связывающий Крым с Донбассом (и, следовательно, с Россией), через украинские территории. По этому коридору можно будет осуществлять поставки на полуостров товаров, а в перспективе - и электроэнергии. Бои за Мариуполь расценивались многими как первый этап «строительства» данного коридора.

К счастью, такого рода сценарий не осуществился. Минские договоренности вынудили враждующие стороны хотя бы на некоторое время сложить оружие. Но следует иметь в виду, что «Минск» – это, в общем-то, фикция. На политическом уровне никакого продвижения вперед не происходит. Соглашения, в частности, предусматривали трансформацию государственного устройства Украины, которую в Москве и Донбассе понимают как федерализацию. Киев же ни о какой федерализации говорить не хочет. Для киевских властей Украина была и остается унитарным государством. Таким образом, повод для новой эскалации конфликта сохраняется.

Теперь же к «поводу» добавляется еще и серьезная причина. Вопрос о федерализации юридически важен, но практически не столь уж значим, коли де-факто Донбасс все равно подчиняется не Киеву, а Москве. А вот вопрос о коридоре, соединяющим Донбасс с Крымом, чрезвычайно важен именно в практическом плане. Особенно на фоне нынешней энергетической и торговой блокады полуострова. Снабжать его всем необходимым для жизни (включая, кстати, и пресную воду) довольно сложно при столь откровенной конфронтации с Украиной. В какой-то мере проблемы должен решить мост, строящийся через Керченский пролив. Но, во-первых, он появится еще нескоро. А, во-вторых, не сможет решить всех проблем со снабжением.

Как бы мы ни относились к вхождению Крыма в состав России (кто-то его активно поддерживает, кто-то жестко критикует), сегодняшнее существование жителей полуострова является важной гуманитарной проблемой. И если она обострится в связи с событиями последней недели, вопрос о коридоре может вновь выйти на первый план. Причем понятно, что когда «ополченцы» Донецка перейдут в очередное наступление, то на Москву обрушится жесткая критика со стороны стран Запада. Скорее всего, будут приняты новые санкции против России (хотя бы формальные: расширение списка лиц, не допущенных для въезда в Евросоюз, и т.п.). А вслед за санкциями рухнет рубль - тем более что цены на нефть низки, экономика России находится на спаде, и нашу валюту последнее время удерживали в относительно стабильном состоянии лишь некоторые благоприятные политические новости.

Безрадостная, прямо скажем, вырисовывается картина. Казалось бы, только безумие властей может спровоцировать подобный ход развития событий. Однако безумием поведение Москвы и Киева называть не стоит. То, что вредно для народов, часто бывает полезным для их правителей. И в данном случае как Путин, так и Порошенко с Яценюком могут, наверное, выиграть от эскалации напряженности.

Мы видели еще весной прошлого года, как взлетел рейтинг Владимира Путина после крымской истории. Примерно к декабрю в Кремле сформировалась «концепция», согласно которой следует во всех бедах Украины винить США и подчеркивать, что киевские власти являются марионеточным режимом, поющим под дудку заокеанских правителей. Таким образом, у российских граждан формировалось чувство опасности: глядишь, Соединенные Штаты решат взять под контроль не только Украину, но и нашу страну. В общем, каждый раз, когда случается очередной виток конфликта, мы теснее сплачиваемся вокруг Путина, что ему, понятно, на руку.

Данный механизм укрепления политической власти, естественно, не является чисто российской спецификой. В Киеве могут действовать примерно по такому же сценарию - тем более что экономическое состояние Украины хуже, чем России, а позиции Порошенко с Яценюком во власти слабее, чем позиции Путина. Шансов улучшить ситуацию в хозяйственной системе у Украины немного. Воюющая страна обычно не может привлечь инвестиции, а без них на стабильный долгосрочный экономический рост рассчитывать невозможно. Украинская политическая элита во многом держится на противостоянии с Россией и в данный момент нуждается в экономической помощи со стороны Запада.

Хотя в целом западные страны Украину поддерживают, серьезных финансовых вливаний, позволяющих обходиться без радикальных экономических реформ, ожидать трудно. В Европе своих проблем хватает (особенно в связи с миграционным кризисом), а внимание прессы и общественности все больше привлекает не Украина, а Сирия. Теперь же обострение, связанное с Крымом, может вернуть украинскую тематику в повестку дня.

Более того, на самом деле для нормального экономического развития Украины утрата проблемных земель была бы лишь полезна. Страна бы перестала заниматься конфликтами и сосредоточилась на развитии. Порошенко с Яценюком наверняка это понимают, хотя публично никогда не признают.

В общем, получается, что на словах сегодня все выступают за мир, но на деле влиятельные политические силы заинтересованы в эскалации конфликта. Поэтому события последних дней не вызывают удивления. Образно выражаясь, над Крымом висит ружье, которое должно выстрелить в последнем акте трагедии. Пока, увы, все именно к этому и идет.

Дмитрий Травин, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге

Дмитрий Травин приглашает на презентацию своей новой книги «Крутые горки XXI века: постмодернизация и проблемы России», которая состоится 3 декабря в 18:00 в Конференц-зале Европейского университета в Санкт-Петербурге (ул. Гагаринская дом 3). В программе вечера – рассказ о книге и дискуссия на любые политические и экономические темы.