Posted 8 декабря 2015,, 14:03

Published 8 декабря 2015,, 14:03

Modified 31 марта, 05:09

Updated 31 марта, 05:09

Средний класс заплатит по-крупному

8 декабря 2015, 14:03
Александр Желенин
Вопрос о том, кто будет оплачивать нынешнюю политику России, становится все острее. Богатые воспринимаются властью как «социально близкие», поэтому понятно, что в обиду их не дадут. С бедных и взять нечего. Остаются те, кто посередине.

Какие только дифирамбы не пели российские руководители среднему классу! Он и опора власти, и основа стабильности. Однако, похоже, что одним из основных результатов новейшей политики России (как внутренней, так и внешней) станет если не полное его исчезновение, то весьма серьезное сокращение.

По результатам текущего года численность среднего класса в России может сократиться до 15%, заявила один из авторов исследования «Средние классы на различных этапах жизненного пути», ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования (ИнСАП) РАНХиГС Алла Тындик.

Собственно, ничего удивительного в таком прогнозе нет. Все меры руководства России последнего времени прямой наводкой бьют именно по среднему классу. Создается впечатление, что верховная власть просто задалась целью извести его «как класс».

Самый яркий пример – введение пресловутой системы сбора платы с дальнобойщиков «Платон», ударившей по двум миллионам водителей (и, зачастую, одновременно владельцев) большегрузных автомобилей – классическим представителям этого сословия.

Просто напомню факты, которые уже озвучивались «Росбалтом». По сути, «Платон» - это еще один дорожный налог на грузовой автотранспорт, который будет собирать частная компания сына олигарха Аркадия Ротенберга. Причем, по большей части, в собственный карман. Например, с каждой поездки дальнобойщик, везущий плодоовощную продукцию из Дагестана в Москву, будет отдавать «Платону» 15 тысяч рублей.

Понятно, что таких поездок у него в месяц не одна, а, допустим, четыре. В сумме получается минимум 60 тысяч рублей в месяц. То есть этот представитель среднего класса будет терять если не весь, то большую часть своего дохода. Если же хотя бы частично переложить эти поборы на потребителей, это приведет к значительному повышению цен на продукты питания, то есть станет еще одним ударом по карману все того же среднего класса, который и так несет основную тяжесть кризиса на себе.

С «Платоном», конечно, все ясно. Выбора между обязательствами перед «близким кругом» крупных предпринимателей и средним классом для власти нет. «Близкий круг» для нее, безусловно, важнее. Но это только один пример.

Тяжесть борьбы с растущими как грибы после дождя внешними врагами современной России также должен оплатить из своего кармана средний класс. Началось все, как мы помним, с нелепых «антисанкций» в отношении западных кампаний, ударивших, прежде всего, по российскому потребителю. А что означают санкции против Турции – одного из крупнейших поставщиков многих видов овощей и фруктов в европейскую часть России, которые намечено ввести с января 2016 года, как не очередное повышение цен на продовольствие все для того же среднего класса?

Он же должен взвалить на себя всю тяжесть борьбы с Украиной, продовольствию из которой также теперь закрывается путь на российский рынок. Под раздачу попала и неверная Белоруссия, ограничительные меры в отношении которой начали действовать с 7 декабря. Я уже даже не говорю, что «специальный фитосанитарный режим для овощей и фруктов, ввозимых из Белоруссии» - это еще и удар по любимому детищу президента РФ – Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Мы сейчас о другом.

В первую очередь, это удар все по тому же среднему классу. Впрочем, даже без всех этих мер, которые либо только-только введены, либо намечаются к реализации в ближайшем будущем, уровень реальной инфляции в 2015 году зашкаливает. По данным Росстата, за 11 месяцев 2015 года цены на продовольственные товары (основа потребительской инфляции для бедных и среднего класса) выросли, по сравнению с аналогичным промежутком 2014 года, почти на 21%. И это, повторю, еще без реализации намеченных санкций в отношении названных трех стран.

Еще один «геополитический» удар по российскому среднему классу – это меры родного правительства в отношении запретов авиаперевозок отечественных компаний в Турцию, Египет и Украину. Еще до мудрых решений о запретах полетов в эти страны, по данным главы Минтранса Максима Соколова, консолидированный убыток авиакомпаний в первом полугодии 2015 года вырос втрое, составив 28 миллиардов рублей. Вводящиеся запреты для авиакомпаний и аэропортов обернутся сокращениями там рабочих мест, которые занимают представители все того же среднего класса, а стало быть продолжением снижения его численности и доходов.

Тут, конечно, было бы не лишне определить, что такое этот самый «средний класс». Авторы исследования, упомянутого в начале этой статьи, насчитывают три его признака: уровень образования, самоидентификация человека, как представителя среднего класса и уровень доходов. Есть и другие критерии, но, строго говоря, основным объективным, остается последний. Допустим, воспитатель детского сада, получающий сейчас 12-15 тысяч рублей в месяц даже при условии наличия у него высшего образования и уверенности в том, что он и есть средний класс, таковым не является. Просто потому, что с такими доходами он не может позволить себе вести образ жизни, который ведут его представители: ежегодный отпуск с детьми у моря, покупка (хотя бы в кредит) автомобиля и уж, тем более, квартиры.

Но даже в этом случае понятие «средний класс» сегодня достаточно неопределенно. Во-первых, в силу большого диапазона доходов человека, по уровню которых его можно отнести к этой категории. Как правило, нижняя планка доходов представителя этого класса определяется суммой, позволяющей человеку тратить деньги не только на питание, но и на покупку товаров долгосрочного пользования. Верхняя же «плавает» и, вероятно, зависит от местных условий.

Росстат по умолчанию определяет эту верхнюю границу на уровне в 60 тысяч рублей в месяц (дальше присутствует лишь категория «свыше 60 тысяч рублей»). Если учесть, что рубль по отношению к доллару и евро за последние полтора года упал примерно в два раза, а многие представители среднего класса в России платят за аренду квартиры в иностранной валюте, причем об индексации зарплат, а уж тем более, других доходов (если речь идет о мелком собственнике) речи не идет, эта верхняя планка вполне может скоро стать нижней.

То есть российский средний класс, конечно, за все заплатит. Но при этом перестанет быть средним.

Александр Желенин