Posted 24 декабря 2015,, 16:12

Published 24 декабря 2015,, 16:12

Modified 31 января, 08:31

Updated 31 января, 08:31

Кремлевский рецепт либерализма

24 декабря 2015, 16:12
Иван Преображенский
В современной России нашлась только одна сила, которая в 2016 году имеет шансы пройти в Госдуму с либеральной программой – это нынешняя партия власти. Остальные или придерживаются иной идеологии, или не имеют электоральных перспектив.

Главной внутриполитической темой предстоящего года в России, безусловно, станут федеральные парламентские выборы. Уже сейчас ведущие политтехнологи (как околокремлевские, так и те, кого принято называть независимыми) активно обсуждают, какой характер может принять предстоящая избирательная кампания. Основных тем для споров три: сколько партий по спискам пройдут в нижнюю палату парламента, каким будет состав депутатов-одномандатников и будет ли представлена в Госдуме несистемная оппозиция, а если да, то какая – либеральная или националистическая.

Собственно, эти вопросы и решили обсудить политики, чиновники и политтехнологи на конференции, состоявшейся на этой неделе в Фонде развития гражданского общества (ФоРГО). При этом, для того, чтобы дискуссия стала более откровенной, некоторые ее участники, как, например, первый замглавы президентской администрации Вячеслав Володин, уточнили, что выступают они в частном качестве, а не как государственные служащие, и высказывают «личное мнение».

Однако именно Володин произнес главную «фразу дня», за которую ухватились журналисты. Отвечая на реплику политтехнолога Алексея Трубецкого (известного в 1990-е годы под фамилией Кошмаров) о том, что единственной партией, которая ничем себя не запятнала и пойдет на выборы с либеральной программой, будет «Яблоко», первый замглавы АП, как рассказывают участники конференции, неожиданно заявил, что с либеральной повесткой на выборах в Госдуму выступят вовсе не «яблочники», а «Единая Россия».

Связано это, очевидно, с необходимостью проводить в жизнь крайне непопулярные экономические решения. Их неизбежность на фоне нынешнего экономического кризиса очевидна. Тем не менее, тут стоит разобраться, о какой «либеральной повестке» говорят представители нынешних российских властей. Что они под этими словами понимают?

Может ли считаться «либеральной» та же «Единая Россия», депутаты от которой в конце 2015 года дали сотрудникам ФСБ право, в случае необходимости, открывать огонь по толпе, даже если они знают, что там есть женщины и дети? Или, может, единороссы вдруг выступят с требованием возвращения законодательства о массовых собраниях к тому виду, в котором оно было в самом начале 2000-х годов, вместо нынешнего порядка, который гораздо строже, чем даже в СССР в 1980-е годы? А может, партия власти пойдет на выборы с целостной программой, которая будет предусматривать отмену таких очевидно нелиберальных мер, как введение понятия «иностранный агент» для некоммерческих организаций и цензуры в СМИ (под прикрытием борьбы с экстремизмом)?

Конечно, нет. Ни о какой политической либерализации в программе ЕР речи не будет. Именно это, наверняка, имел в виду секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов, который еще до прихода Вячеслава Володина на конференцию в ФоРГО утверждал, что господствующая сейчас в России партия вовсе не разделяет либеральную идеологию.

Что же тогда имеется в виду под «либеральной повесткой»? Речь, очевидно, не идет и об экономических свободах, так же, как о политических. Все последние действия правительства, которое возглавляет председатель «Единой России» Дмитрий Медведев, свидетельствуют именно об этом. Значит, остается вовсе не либеральная, а так называемая «неолиберальная повестка».

Показательно, что тех, кто, как партия «Яблоко», пытается защищать истинно либеральные идеалы хотя бы на уровне идеологии, Вячеслав Володин записывает в неясную категорию «защитников свободы и социальных ценностей». О том, что из этого в значительной мере либерализм и состоит, в Кремле, видимо, уже просто позабыли. Для них этот термин в первую очередь подразумевает тот образ действий который постоянно демонстрировал экс-министр финансов Алексей Кудрин. То есть, неуклонное снижение бюджетных расходов. Причем, если больше не на что – то, как раз, на социальные статьи. Ну и сокращение возможностей для политических высказываний, потому что закрытие школ и больниц почему-то нравится далеко не всем.

Из этого, выходит, и будет сформирована «правая либеральная повестка» ЕР. Таким образом, получается, что Кремль прямо сообщает, что «Единая Россия» постепенно должна будет взять на вооружение так называемую «шоковую терапию». Ну, а других либералов у Кремля для нас просто нет.

Тем более, что, по консервативным прогнозам, которые звучали на встрече политтехнологов и чиновников, партии вроде «Парнаса» и «Яблока» в Госдуму не попадут, шансы «Справедливой России» невысоки, зато ЛДПР стремится догнать КПРФ, а «Единая Россия» и Общероссийский народный фронт попробуют забрать все депутатские мандаты, которые будут делить в одномандатных округах.

Иван Преображенский