Posted 24 декабря 2015,, 18:10

Published 24 декабря 2015,, 18:10

Modified 31 марта, 04:56

Updated 31 марта, 04:56

Враг государства №2

24 декабря 2015, 18:10
Раньше космос был предметом нашей национальной гордости. Но основатель частной американской компании SpaceX Элон Маск фактически подписал всей российской космической отрасли смертный приговор.

«Добро пожаловать домой, детка!» - написал в своем твиттере Элон Маск, основатель частной космической компании SpaceX. Его «детка» - настоящий монстр: ростом с 23-этажный дом и только что вернулась из ближнего космоса - речь идет о ракете Falcon 9, которая вывела на орбиту сразу 11 спутников связи, а затем (впервые в мире) совершила мягкую посадку.

Да и сам Маск ей под стать - глыба, матерый человечище. Вот только, как назло, буквально каждое его действие втыкает нож в спину нашей любимой Родине. Причем бьет он по самому сакральному и сокровенному для любого патриота - по сильно раздутому (и от этого легко уязвимому) чувству национальной гордости. По ущербу, который он нанес нашему самолюбию, Маска смело можно назвать «Врагом №2» нашего государства.

Еще совсем недавно, когда мы считали себя сверхдержавой, это ощущение складывалось сразу из нескольких вещей.

Во-первых, у нас огромная территория. Холодная, не обустроенная и малонаселенная, но огромная. Казалось бы, гордись - не хочу, но нам показалось мало и мы зачем-то захотели еще.

Во-вторых, у нас много ядерного оружия, которым мы любим пугать наших «потенциальных противников», к числу которых теперь относятся решительно все, за исключением Абхазии, Южной Осетии, ДНР/ЛНР и Науру с Вануату. Меня, кстати, эти танцы вокруг ядерной кнопки беспокоят сильнее всего: так как дети и жены нашей «элиты» учатся и живут за рубежом и там же находятся их дворцы, яхты и счета в банках, единственное место, по которому они могут шарахнуть, не особенно навредив самим себе, - территория РФ.

В-третьих, в недавние, но уже безумно далекие времена, когда нефть была по $100, мы называли себя «энергетической сверхдержавой», то есть качали нефть, продавали задорого, а на полученные деньги покупали себе всякие заморские штуковины. Денег было много даже с учетом разворованного и бестолково растраченного, поэтому мы даже в «Большую восьмерку» - G8 - входили. Увы, нефть с тех пор подешевела в 3 раза, из восьмерки нас поперли, а в G мы сами вляпались по самые уши.

Вот как раз тут без Маска не обошлось. Ну, то есть вляпались мы сами, а перспективы нефти становятся все менее радужными благодаря растущей моде на электромобили, мощный толчок развитию которых дал именно Маск со своим электрическим суперкаром Tesla S. Мало того, он еще придумал домашний аккумулятор, решающий проблему неравномерной выработки энергии ветряками и солнечными батареями. Благодаря ему «зеленая» энергетика становится все более привлекательной, а конкуренция на рынке энергоносителей - все более ожесточенной.

Четвертый и последний повод нашей национальной гордости - это космос. Дескать, можем еще, не лаптем щи хлебаем! Вон, даже американцы к нам в очередь стоят спутники свои запускать и пусков мы делаем больше, чем любая другая страна в мире. И вот тут Маск развернулся во всей красе, фактически подписав всей нашей космической отрасли смертный приговор.

История отечественной космонавтики и так с самого начала была как ночь в «Игре престолов» - темна и полна ужасов, но об этом я уже писал, а сейчас настало самое подходящее время поговорить о том, к чему мы пришли и что нас ждет дальше.

Космос как национальный приоритет

Наши расходы на космос за последние 10 лет выросли в 14 раз и в 2013 г. достигли внушительных $10 млрд. У американцев в абсолютном выражении все равно больше - $41,3 млрд, но по отношению к ВВП на нашу космическую программу мы тратим непропорционально много.

По отношению государственных расходов на космос к ВВП мы уверенно занимаем первое место в мире среди главных космических держав: в 2013 г. США потратили $25 на каждые $10 тыс. ВВП, Китай - $4, а Россия - целых $47!

Казалось бы, такое пристальное внимание к теме космоса со стороны государства должно дать развитию отечественной космической промышленности мощный толчок и привести к грандиозным успехам, но..

Не «спутник», а «satellite»

Основные деньги в отрасли сейчас зарабатывают на полезной нагрузке - телекоммуникационных и навигационных спутниках, и с ними у нас есть серьезная проблема. Заключается она в том, что у нас нет современных спутников. Мы либо покупаем их в полностью готовом виде, либо собираем из импортных модулей, либо строим сами, но из импортных элементов. Даже наши крупнейшие операторы спутникового телевидения (НТВ+ и Триколор ТВ) используют европейский спутник Eutelsat.

История ровно такая же, как с «отечественным смартфоном» YotaPhone, который разработали в Сингапуре, а производят китайцы из корейских комплектующих с американской операционной системой.

Причина нашего отставания проста: еще в 1954 году коммунисты настолько успешно поборолись с кибернетикой, что у нас до сих пор нет ни нормальных процессоров, ни даже элементной базы, а то немногое, что успели наработать в СССР, было успешно угроблено в «лихие 90-е».

Из отечественных комплектующих делаются разве что спутники системы ГЛОНАСС, группировку которых на дне Тихого океана мы регулярно пополняем.

Увы, затраты на создание отечественных спутников в четыре раза превышают зарубежные стандарты, а средние ожидаемые сроки эксплуатации российских спутников составляют 6,3 года, тогда как у Китая - 7,4 года (для сравнения у США и Европы - 9,9 и 10,2 года соответственно).

В результате нам приходится заниматься преимущественно запусками чужих спутников, а наша доля в мировой космической индустрии оказалась исчезающе мала - около 0,5%. Но, может быть, мы хотя бы умеем хорошо запускать ракеты?

Ракетная рулетка

Хорошо, но не совсем. У нас очень высокий уровень аварийности - 6,2% против 2,1% у США и 2,4% у Китая.

Интересно, что чем новее наши ракеты, тем выше уровень их аварийности. Вот данные за последние 10 лет.

Самый надежный носитель - «Союз-У», разработанный еще в 1970-1973 гг. Он падает «всего» в 3,8% запусков.

На втором месте - «Союз-2» образца 2004 года, представляющий собой модернизированный «Союз-У», в котором аналоговая система управления заменена на цифровую. Новая, улучшенная ракета падает уже в два раза чаще - в 7,4% запусков.

Следующая по аварийности - легкая ракета «Рокот», сделанная на базе военной баллистической ракеты УР-100Н в 1990. Ее аварийность - 9,1%. Можете, кстати, по ней оценить эффективность нашего ядерного щита: скорее всего, каждая десятая из наших ядерных боеголовок упадет на нашу же территорию.

И, наконец, печально известный лидер - ракета «Протон-М» с аварийностью 11,3%. Первая ракета этого семейства была разработана в 1961-1967 гг., последняя версия - в 2009 г., но лучше от этого не стала.

Из-за высокой аварийности российские запуски страхуются намного дороже, чем иностранные: 13-16% у нас против 6-10% в отношении зарубежных космических аппаратов.

Тем не менее, наши ракеты пользовались устойчивым спросом. Секрет прост: запуск «Протона» обходился в разы дешевле, чем у аналогичных иностранных ракет с той же полезной нагрузкой. До 2015 года запуск «Протона» стоил около $100 млн, сейчас - $70 млн.

Низкая цена - наше основное конкурентное преимущество, и Маск покусился именно на него.

«Сокол» против «Протона»

Запуск ракеты Маска - Falcon 9 (в дословном переводе - «Сокол») уже сейчас стоит $60 млн, что делает его более привлекательным для вывода на орбиту грузов массой до 13 тонн. Правда, «Протон» при чуть более высокой цене может вывести в два раза больше груза - до 28 тонн.

На днях компании Маска удалось успешно вернуть первую ступень ракеты Falcon 9, что в перспективе позволит снизить стоимость ее запуска примерно на $9 млн. (Себестоимость ракеты-носителя - около $16 млн, 60-70% из которых приходится на первую ступень.)

Следующий шаг Маска - ракета Falcon Heavy, первый запуск которой планируется на май 2016 года. Стоимость запуска этой ракеты всего $90 млн при полезной нагрузке до 53 тонн, что сразу делает стоимость вывода 1 кг груза на орбиту принципиально дешевле, чем у «Протона». А использование в ней возвращаемых ступеней дает в перспективе преимущество по цене более чем в 2 раза - $1426 против $3043 за килограмм.

Можем ли мы этому что-то противопоставить? Нет. Разработанная нами перспективная ракета «Ангара» сейчас стоит намного больше «Протона» и вряд ли станет дешевле даже при массовом производстве.

Производитель «Протона» и «Ангары» - ГКНПЦ имени М. В. Хруничева. Это громадное госпредприятие, на котором работает 43500 человек. Сейчас, правда, планируются массовые сокращения: в 2016 году планируется уволить только менеджеров 600 человек. Для сравнения: в период разработки ракеты Falcon 9 в SpaceХ работалj всего 500 человек. Сейчас в SpaceХ работает около 4000.

Даже если вывести за скобки свойственную нам коррупцию и технологическую отсталость, то разрыв в уровне эффективности ГКНПЦ имени М. В. Хруничева и SpaceХ настолько колоссален, что о какой-то сопоставимой себестоимости говорить не приходится в принципе.

Нельзя кормить ораву бездельников и делать дешевые ракеты. Нельзя тратить деньги на бездельников вместо квалифицированных разработчиков и делать качественные ракеты. Нельзя делать дорогие некачественные ракеты и оставаться на рынке коммерческих запусков.

Траектория спуска

Если бы у нас все еще были шальные нефтяные деньги, то государство могло бы субсидировать производство ракет, привычно называя это «поддержкой высокотехнологичных отраслей» и делать запуски себе в убыток. Сейчас этих денег нет и финансирование космоса на 2016-2025 гг. урезается с 2,4 до 1,5 трлн. руб.

Уже заказанные и изготовленные ракеты будут запущены, а затем количество запусков - как коммерческих, так и для собственных нужд, резко сократится. Малое количество запусков поднимет их реальную себестоимость еще выше, усугубив отставание.

Разработка новых носителей, способных конкурировать с иностранными, значительно затормозится. Отрасль попадет в «яму» низкой эффективности, из которой в текущей экономической реальности ей не выбраться.

Если ничего не изменится, то постепенно мы начнем проигрывать лидерство по запускам США, Китаю, ЕС а в перспективе и Японии.

Враг №1

В самом начале я назвал Маска «Врагом государства №2». Разумеется, в его действиях нет злого умысла и он просто делает этот мир лучше так, как умеет и считает нужным. Тем не менее, его действия наносят нам в среднесрочной перспективе очень серьезный ущерб.

Впрочем, все это детский лепет на лужайке по сравнению с тем, что творит с нами «Враг №1», и над этим стоит задуматься всерьез. Да и вообще, своих врагов полезно знать в лицо и по имени.

Ответьте сами себе на простые вопросы:

- Кто позволил развалить в стране всю систему образования?

- Кто разрешил разворовывать все, включая стратегически важные отрасли?

- Кто согласился на создание невыносимых условий для ведения в стране высокотехнологичного бизнеса?

- Кто упрямо верит в симулякры типа Ростеха и Роснано, исправно поглощающие бюджетные деньги без видимых результатов?

- Кто терпит на ключевых должностях абсолютно некомпетентных чиновников?

    Обама? Черта с два. Путин? О, да, было бы очень удобно все свалить на него, но нет, не в этот раз. Все это сделали мы. Именно с нашего беззубого, туповатого и молчаливого согласия происходит все это. Мы смиряемся, когда нас обманывают. Мы терпим, когда нас обкрадывают. Мы утираемся, когда нам плюют в глаза. И именно поэтому мы так потрясающе неэффективны. Нас вышибут отовсюду, где мы хоть чего-то стоили, включая космос - это всего лишь вопрос времени, причем сравнительно небольшого.

    Мне жалко страну и жалко космос. Я вырос на научной фантастике и мне хочется хотя бы мечтать о возможности когда-нибудь ступить на поверхность другой планеты. Но сейчас я понимаю: прямой дороги на Марс для нас больше нет. Единственный путь к нему (да и просто к достойной жизни) лежит через сложное, опасное и долгое путешествие - к самоуважению.

    И ракеты у нас полетят, и экономика поднимется, и выборы внезапно станут честными только если мы, наконец, освоим эту поистине «космическую» технологию.

    Прочитать оригинал поста с комментариями читателей его блога можно здесь.