Posted 28 декабря 2015,, 17:41

Published 28 декабря 2015,, 17:41

Modified 31 марта, 04:54

Updated 31 марта, 04:54

История сбитого "Боинга"

28 декабря 2015, 17:41
Японский МИД рассекретил дипломатические бумаги, касающиеся сбитого в сентябре 1983 года у Сахалина южнокорейского "Боинга-747".

История сбитого у Сахалина 1 сентября 1983 года южнокорейского "Боинга-747" в отдельных своих частях остается неразгаданной загадкой, но сейчас, в последние дни декабря, появились интересные документальные подтверждения того, что после гибели лайнера немножко или множко врали все - и те, кто ракеты по пассажирскому самолету запускал, и кто это потом горячо осуждал.

Японский МИД, как честный пионер, только что рассекретил большой массив дипломатических бумаг 70-80-х годов. Ну, придурки, порядок у них такой есть. Так вот, как говорится в преданной сейчас огласке служебной записке, некий высокопоставленный представитель американской администрации уже в 1983 году через два месяца после гибели самолета тайно сообщил японцам, что Советы сбили южнокорейский пассажирский лайнер по ошибке. Поскольку приняли его за самолет-разведчик.

Американский воздушный шпион RC-135, очень похожий на гражданский «Боинг», действительно летал у Камчатки в ожидании нового испытания советской межконтинентальной ракеты. Штатники, по словам высокопоставленного чиновника, очень четко зафиксировали тогда ситуацию родного совкового бардака. Южнокорейский лайнер, летевший из Нью-Йорка в Сеул с посадкой на Аляске, сбился с курса и глубоко залетел в советское воздушное пространство. Но у ПВО СССР, как сообщил американец японцам, в это время из трех имевшихся в регионе радаров почему-то работал только один. Короче, они пассажирский лайнер потеряли на 50 минут, а когда увидели опять, решили, что это американский самолет-разведчик. Тем более, что американец, напомним, там действительно ранее летал над нейтральными водами, а сбившийся с курса «Боинг-747» в какой-то момент пошел как бы его курсом.

В советском дальневосточном командовании не знали, что делать (над закрытым районом непрерывно летит вражеский самолет! Он только что безнаказанно прошел всю Камчатку с ее базой стратегических подлодок и ушел в нейтральное пространство! Поднятые по тревоге МИГи его не догнали! Нет, он опять уже в нашем воздухе! Над Сахалином! Всем трибунал светит!) Короче самолет приказали сбить ( знаменитая команда: "Цель - уничтожить") , пока он опять не вышел из советского воздушного пространства.

Японцам тот же высокопоставленный американец сообщил, что с истребителя Су-15 ВВС СССР были выпущены две ракеты - одна, по его словам, ушла в молоко, и попала только вторая, с тепловым наведением. Кстати, сейчас в основном считается, что попали обе.

Но важнее другое - Штаты при Рейгане сразу же после инцидента заявили, что Советы сознательно сбили гражданский самолет, на борту которого было 269 человек. Это было названо преступлением против человечности, массовым убийством в воздухе. Мир был потрясен. Я помню всеобщий шок от случившегося, бешеные демонстрации в Сеуле и в Токио, где корейцы перед воротами посольства СССР резали себе пальцы и оставляли кровавые следы на своих белоснежных рубашках – смотрите, мол, убийцы, как выглядит кровь.

Москва же вела себя, как всегда. Андропов поначалу дал указание ничего не признавать. Мол, лайнер не найдут, ничего не докажут. Появилось сообщение ТАСС о том, что какой-то самолет летел с потушенными огнями, на предупреждения не отвечал и ушел из советского пространства в сторону Японского моря.

Но 6 сентября представительница США при ООН цельнометаллическая Джин Киркпатрик выдала в Совбезе куски радиоперехвата, который вели японцы из города Вакканай с их стороны пролива Лаперуза. С переговорами советской стороны. Бомба разорвалась, и словами ТАСС Москва впервые сквозь зубы признала, что самолет был сбит.

После этого СССР стал упорно и очень неубедительно твердить, что южнокорейский рейс выполнял разведывательную миссию. И поэтому, мол, специально полетел над Камчаткой и Сахалином. Хотя в Москве, на мой неискушенный взгляд, могли и по-человечески честно сказать, что перепутали его с американским разведчиком. Мол, так получилось, простите, это была жуткая ошибка, во всем виновата холодная война. И это бы, возможно, в чем-то придало облику СССР хоть какой-то человечности.

Но, конечно, в советской системе координат и ценностей Москва так поступить не могла - можно было только завирать. Это нам, что ли, каяться? А может еще и компенсации заплатить?

Кстати, тот же американец из рассекреченной сейчас записки сообщил японцам, что Штаты очень постараются поднять «черные ящики» сбитого самолета. Но их опередили советские водолазы. «Ящики» были подняты, но их содержание держалось в тайне вплоть до краха СССР.

Итак, рассекречивание документов потихоньку проясняет картину, хотя многое по-прежнему остается в большой тайне. Непонятно, например, куда делись тела пассажиров сбитого самолета. И главное - почему "Боинг" сбился с курса и полетел над Камчаткой и Сахалином? Международная организация гражданской авиации (ИКАО) считает, что на самолете был неверно настроен автопилот. Но так ли это? Кстати, именно после жуткой гибели "Боинга", сбитого на Су-15 майором Осиповичем, Штаты разрешили гражданским пользователям подключаться к своей ранее закрытой спутниковой системе позиционирования, которую мы теперь знаем, как GPS.

Прочитать оригинал поста Василия Головнина с комментариями читателей его блога можно здесь.