Posted 26 января 2016,, 11:27

Published 26 января 2016,, 11:27

Modified 31 марта, 04:36

Updated 31 марта, 04:36

Польша свернула на восток и задавила прессу

26 января 2016, 11:27
Алла Ярошинская
В Евросоюзе обеспокоены переменами в стране. Либералы предупреждают о возможном расколе между Польшей и ЕС.

Судя по последним президентским и парламентским выборам в Польше, там наступила та самая демократия, о ценностях которой не устают напоминать в Европейском союзе, не говоря уже о США. Однако если посмотреть на высказывания и действия лидеров ЕС и на западноевропейскую печать, то новым польским вариантом демократии там не очень-то довольны.

В чем же дело? Ведь поляки обеспечили законную сменяемость власти – правоцентристы из «Гражданской платформы», восемь лет стоявшие у руля и ветрил, проиграли оппозиционной консервативной партии «Право и справедливость» (ПиС) во главе с Ярославом Качиньским (братом погибшего в авиакатастрофе под Смоленском Леха Качиньского). Замечу, политические состязания на обоих выборах (президентских - в мае - и парламентских – в октябре прошлого года) признаны честными и прозрачными. Во всяком случае, в кабинетах ЕС.

Справедливости ради следует отметить, что в самой Польше такие результаты понравились далеко не всем. И в этом нет ничего особенного: лишившаяся провластного «наркотика» сторона всегда остается недовольной. После выборов граждане, поддерживающие проигравшую «Гражданскую платформу», выходили с протестами против нового курса на перемены во внутренней политике, о котором широко заявляли оппозиционеры во время выборов. Сейчас в стране, как сообщает Gazeta Wyborcza, разворачивает свою работу вновь созданный «Комитет защиты демократии».

По мнению многих варшавских обозревателей, Польша стоит на пороге кардинальных политических перемен. Как отмечает оппозиционный журналист Петр Андрусечко, «когда в прошлом году президентские и парламентские выборы выиграла правая партия «Право и справедливость», которой руководит Ярослав Качиньский, стало понятно, что Польшу ждут радикальные перемены, по сути – революционные. Их цель – основательное переформатирование системы, созданной в Польше за годы, когда страной руководили оппоненты ПиС, правоцентристы из «Гражданской платформы».

Ситуация в Польше начала беспокоить европейских чиновников с 2014 года, по сути со времени ухода тогдашнего польского премьер-министра Дональда Туска в председатели ЕС. Тогда было принято решение о мониторинге происходящих в Польше процессов с точки зрения соблюдения европейского законодательства. О нем как раз и вспомнили после выборов – уже в середине января сего года Варшаве пообещали активные действия в этом направлении. По мнению Петра Андрусечко, «цель такого мониторинга – установить, не нарушает ли государство-член ЕС (Польша) ценности Евросоюза. Например, принципы демократии».

Однако новый премьер-министр Беата Шидло, которая, в отличие от своего партийного босса Ярослава Качиньского, старается избегать резких движений в отношениях с Европейским союзом, не дожидаясь там слушаний, направила письмо в адрес евродепутатов, уверяя в нем, что в Польше с европейскими ценностями, включая демократию, все в лепшем (лучшем) виде. Но, судя по состоявшейся 19 января сего года дискуссии в Европарламенте по ситуации в Польше, на которой также выступила премьер Шидло (это скорее напоминало вызов на ковер), ей не удалось разубедить законодателей Европы, заподозривших Варшаву в восточном повороте.

«Мы хотим быть в Европе, о которой мечтали», - уверяла Шидло парламентариев. А с другой стороны – высказывалась в том духе, что свои политические проблемы Польша должна решать сама, давая понять, что Еврокомиссии не стоит вмешиваться в польские внутренние дела со своим мониторингом.

Не обошлось на общеевропейской дискуссии по ситуации в Польше и без Владимира Путина. Острый на язык глава группы либералов в Европарламенте бельгиец Ги Верхофстадт обратился к Беате Шидло со щепетильной, можно сказать, просьбой: «Не тяните Польшу в сторону востока». «Я знаю, - сказал он, - что Качиньский не любит Путина. Я тоже не люблю Путина, меня даже внесли в его черный список, где нет Качиньского. Но удар по единству Польши и Европы может помочь Путину». Правда, как именно, евродепутат не расшифровал.

Некоторые евроизбранники напрямую обвинили Шидло в том, что в Польше после смены власти уничтожаются многие демократические институты. А ставшая уже легендарной «зеленый» депутат от Германии Ребекка Хармс, опекающая Польшу и Украину, предупредила премьера, чтобы правящее большинство не смело заниматься в стране «диктатом».

Больше всего европейцев (после попыток подчинить властям Конституционный суд) обеспокоили перемены, которые уже анонсированы и начались в сфере свободы печати. О том, в какую сторону качнутся весы, говорилось в одном из официальных видеороликов победивших консерваторов: «Каждый имеет право на свое мнение, но проблемы начинаются, когда партия проиграла и преданные ей журналисты изливают свое сожаление за рубежом».

Подлил масла в огонь и глава ПиС Ярослав Качиньский в интервью телеканалу «Република»: «Эта привычка доносить на Польшу за рубежом... В Польше есть роковая традиция национальной измены. Собственно, и теперь это происходит. Это в генах некоторых людей, худшего сорта поляков». Вот так, походя, новая старая власть (ПиС руководила страной с 2005 по 2007 год) разделила людей на разные сорта.

Революционные перемены в статусе польских СМИ предполагают, что общественные средства информации переименуют в национальные и они будут финансироваться исключительно государством. То есть речь идет фактически об огосударствлении общественных СМИ. Первый шаг на этом пути уже сделан: в декабре прошлого года Сейм одобрил серию поправок к закону о СМИ. Это некие переходные положения, которые будут действовать до принятия второй серии поправок. Президент Анджей Дуда подписал так называемый «малый закон», и он уже вступил в действие 8 января сего года.

Согласно нему Государственный совет по вопросам радио и телевидения практически упраздняется или становится декоративным органом. У него отнимается главная задача, записанная, кстати, в Конституции Польской Республики – охранять и защищать свободу слова. В переходное время – пока не будет принята вторая серия поправок к закону о СМИ – роль Государственного совета по вопросам радио и телевидения предписано выполнять лично министру государственной казны Польши (министерство казны создано в 1990 году для наблюдения за приватизацией в стране). Именно этот чиновник получил право назначать новых руководителей – без всяких конкурсов.

Как сообщает радио «Свобода», не дожидаясь подписи президента под поправками к закону, в отставку ушли директор Первого канала Польского общественного телевидения (TVP1) Петр Радзишевский, директор Второго канала (TVP2) Ежи Капущчинский, директор «Телевизионного агентства информации» Томаш Сыгут, директор канала «Культура» Катажина Яновска и другие. Кто на новенького? Нетрудно догадаться, что на освободившиеся места приходят журналисты, лояльные правящей партии. Такова новая польская демократия.

Как заявила журналистам глава канцелярии президента Малгожата Садурска, «президент будет следить, для него это очень важно, чтобы общественные СМИ были беспристрастными по отношению ко всем политическим силам и чтобы объективная информация не смешивалась с комментариями».

Однако на этом история с приватизацией новыми властями польских общественных СМИ не заканчивается. Сейчас в парламенте готовится вторая часть поправок в закон. Предполагается, что они будут приняты в конце зимы - начале весны. В них будет регламентировано, в частности, финансирование и размещение рекламы.

Что касается идеологической составляющей, то приоритетами СМИ станут «культивирование национальных традиций и патриотических и гуманистических ценностей, удовлетворение духовных потребностей слушателей и зрителей». Кроме того, национальным СМИ предписано «уважать христианскую систему ценностей, принимая ее в качестве основополагающих универсальных принципов этики».

С резкой критикой новшеств в законе о телевидении и радио выступили западная печать, а также депутаты и чиновники ЕС. Европейская федерация журналистов и Европейский вещательный союз сделали по этому поводу специальные заявления, полагая, что подобные поправки – это наступление на свободу прессы и демократию. А рядовые поляки на недавних митингах против новых революционных преобразований консерваторов высказались просто и без затей, сообщив им на баннерах: «Ваши медиа – это комедия».

Алла Ярошинская