Posted 4 марта 2016,, 18:48

Published 4 марта 2016,, 18:48

Modified 31 марта, 04:07

Updated 31 марта, 04:07

Китай наказывает Ким Чен Ына

4 марта 2016, 18:48
Санкции введены в действие, и они могут сильно сократить валютные доходы КНДР, а в случае жесткого применения – вообще ввести режим Ким Чен Ына в режим плохо выносимой экономии.

Суровую бдительность проявляют сейчас сотрудники китайской таможни в городе Даньдун на главном сухопутном переходе из КНДР, который проложен по знаменитому «Мосту дружбы» через пограничную реку Ялу. Чиновникам приказано беспощадно заворачивать назад партии угля и другой продукции северокорейских шахт. Это делается в педагогических целях - для наказания Пхеньяна за постоянные лихие нарушения международных запретов на проведение ядерных испытаний и пуски баллистических ракет.

Завоз в Китай очень неплохого северокорейского антрацита был частично остановлен 1 марта – еще до принятия в Совете безопасности ООН новой очень жесткой резолюции с карательными мерами в отношении КНДР. Их вновь усиливают за то, что Пхеньян начал нынешний год с веселым огоньком – в первую неделю января он провел уже четвертое ядерное испытание на своем полигоне неподалеку от границы с Китаем и Россией. А в феврале запулил на орбиту некую имитацию спутника, что заграничные эксперты считают очередным и довольно удачным испытанием прототипа межконтинентальной баллистической ракеты.

Санкции против КНДР Совбез ООН ужесточает уже в пятый раз – впервые их ввели в 2006 году после первого северокорейского ядерного испытания. На днях мониторинговый комитет Совета безопасности уныло сообщил: эти меры не смогли помешать Пхеньяну в его упрямом стремлении стать великой военной державой. Однако мириться с этим многие не хотят. США, например, очень не нравится то, что Северная Корея может рано или поздно получить пригодные к развертыванию и, возможно, мобильные межконтинентальные баллистические ракеты, способные донести ядерные боеголовки до Лос-Анджелеса и Вашингтона.. Такая перспектива не улыбается и соседнему Китаю. В Пекине понимают, что Штаты ответят на это по меньшей мере усилением своего военного присутствия на Дальнем Востоке и размещением там новых систем ПРО, способных ослабить в том числе и стратегические возможности КНР. В худшем случае ядерные приготовления Пхеньяна чреваты прямым конфликтом в регионе.

Короче, после семи недель переговоров США и Китай на двусторонних закрытых консультациях выработали нынешний мощный пакет дополнительных санкций. Россию, судя по всему, о процессе переговоров не информировали: она поэтому довольно долго изучала внесенный американцами в Совбез проект согласованной с Пекином резолюции. О вето, конечно, речь не шла – Москва не собирается брать под теплое крыло, в сущности, не особо нужную Северную Корею, вступая при этом в конфликт не только со Штатами, но и с Китаем. Однако кое-какие поправки в резолюцию России внести удалось.

Итак, санкции введены в действие, и они могут довольно здорово сократить валютные доходы КНДР. А в случае жесткого и неукоснительного применения способны вообще ввести режим Ким Чен Ына в довольно непростую ситуацию. И сделать это должен в первую очередь Китай, поскольку именно на него приходится 90 процентов внешней торговли Пхеньяна. Короче, чего теперь может лишиться товарищ Ким Чен Ын?

Половина экспорта КНДР – это поставки угля, железной руды, золота, титана, редкоземельных металлов. Продажа всего этого принесла Пхеньяну 1,6 миллиарда долларов в 2014 году.

Теперь такие поставки решением Совбеза ООН в принципе прекращаются. Это страшный финансовый удар, но Китай в ходе переговоров со Штатами настоял на поправке: он получил право все же импортировать уголь и железную руду в небольших размерах из КНДР, чтобы дать ей средства на поддержание жизни населения. Объемы таких «гуманитарных закупок» не определены. Тем самым Пекин получил возможность контролировать «экспортное горлышко», слегка расширяя его или прикручивая в зависимости от поведения Пхеньяна. Важно и то, что Китай вовсе не стремится к коллапсу КНДР, что может иметь для него опасные последствия. В виде, например, толп голодных беженцев или даже появления на границе единого корейского государства, союзного США. В рамках горнорудного эмбарго Москва добилась исключения и для себя – она получила право использовать северокорейский порт Раджин для вывоза российского угля, который идет преимущественно в Китай.

Далее – в рамках нынешних санкций решено полностью запретить Пхеньяну торговлю оружием. Она в золотые 1980-е годы приносила ему до 500 миллионов долларов в год. Сейчас объемы резко сократились, но все равно ежегодные экспортные поставки северокорейские вооружений оцениваются примерно в 200-300 миллионов долларов. Китай и США настроены этот канал перекрыть.

С такой целью Совбез постановил сейчас ввести систему проверок буквально всех грузов, которые поступают или уходят из КНДР. Главная тяжесть при этом опять ложится на Китай – как на основного партнера Пхеньяна. Решено также больше не продавать Северной Корее авиационное и ракетное топливо. Это тоже мощный удар.

Ранее КНДР ежегодно закупала его в Китае в размере 40-60 тысяч тонн. В 2013 году после предпоследнего ядерного испытания Пекин уже временно перекрыл поставки Пхеньяну авиационного топлива – в результате ВВС КНДР на несколько десятков дней вообще перестали летать. Теперь, правда, в Северной Корее сделали запасы – по разным оценкам, на срок от 3 месяцев до 2 лет.

Москва, правда, добилась небольшого исключения и в топливном эмбарго – в гуманитарных целях можно будет заливать горючку в северокорейские пассажирские самолеты, чтобы они могли вернуться домой из-за границы. Но общую ситуацию это не сильно меняет.

Что же остается у режима Ким Чен Ына для зарабатывания валюты? В первую очередь, это поставки текстиля – очень дешевого за счет использования практически дармового труда в КНДР. На это и сейчас приходится четверть северокорейского экспорта – доходы составляют порядка 800 миллионов долларов. Есть еще продажа рабочих рук за границу: по прикидкам сеульской разведки, в десятках стран, включая Россию, вкалывает где-то 58 тысяч рабочих из КНДР. Все это дает более 200 миллионов долларов в год. Наконец, Пхеньян пытается развивать иностранный туризм – в основном за счет гостей из Китая. Их возят на горные курорты, на всевозможные представления. В сентябре, кстати, в прибрежном городе Вонсан предполагалось организовать в первую очередь для иностранцев масштабное авиационное шоу с участием команды воздушных асов из ВВС КНДР. Вот только хватит ли теперь им топлива для лихих кульбитов?

Прочитать оригинал поста Василия Головнина с комментариями читателей его блога можно здесь.